Текст: Т.Л. Латыпова, главный специалист РГАЛИ
Прозаик, критик, историк литературы, мемуарист Павел Васильевич Анненков принадлежал к старинному симбирскому дворянскому роду. Первоначально получил домашнее образование, продолжив его в гимназии при Петербургском горном институте, где учился до специальных классов горно-инженерного дела. Некоторое время был вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. После короткой службы в Канцелярии Министерства финансов вышел в отставку в 1833 г. К этому времени уже состоялось его знакомство с Н.В. Гоголем, и на вечерах, проходящих во флигеле дома Лепена на Малой Морской улице, он зачитывал свои первые литературные опусы. Повести Анненкова, опубликованные в «Современнике» в 1847‒1851 гг., не получили большого успеха. Гораздо больший общественный резонанс имели его литературно-критические статьи, затрагивавшие острые проблемы литературы и общественной жизни.
Анненков объездил Европу, подолгу жил в Париже, близко знал М.А. Бакунина, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Был одним из первых русских знакомых Маркса и Энгельса. В «Отечественных записках» и «Современнике» регулярно печатались его «Письма из-за границы», «Парижские письма», «Провинциальные письма». Будучи по взглядам либералом-западником, Анненков, человек образованный, внимательный и с тонким эстетическим вкусом, стал «добрым приятелем» многих выдающихся современников, в том числе и убежденных славянофилов. В 1850‒1880-х это известный литературный критик и еще более известный мемуарист, автор великолепных воспоминаний «Замечательное десятилетие», «Литературные воспоминания».
Но в историю русской литературы Анненков вошел, прежде всего, как первый издатель и биограф А.С. Пушкина, ‒ как первый пушкинист. В 1855 г. вышло его фундаментальное издание «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина».
На праздничном обеде, устроенном по этому случаю, автору был преподнесен подарочный, в шагреневом переплете, экземпляр только что изданной книги с надписью: «Автору образцовой биографии Пушкина и добросовестному издателю сочинений великого нашего поэта – Павлу Васильевичу Анненкову – от его литературных друзей и знакомых». Далее следовали подписи дарителей ‒ И.С. Тургенева, И.И. Панаева, В.П. Боткина, Н.А. Некрасова, А.В. Дружинина, М.Л. Михайлова, А.Ф. Писемского, А.Н. Майкова, А.К. Толстого и Я.П. Полонского. Появившиеся отклики в «Современнике», «Отечественных записках» и «Библиотеке для чтения» в первую очередь отмечали кропотливый труд и добросовестность исследователя, множество неизвестных ранее биографических сведений и пушкинских текстов, вызвавших переворот в представлениях о великом национальном поэте, проливающих «совершенно новый свет на жизнь и деятельность Пушкина».
Один из его братьев, генерал Иван Васильевич Анненков, был сослуживцем по лейб-гвардии Конному полку генерала П.П. Ланского, второго мужа Наталии Николаевны Пушкиной. Все братья Анненковы горячо любили Пушкина и были близки семье Ланских. Наталья Николаевна лелеяла мечту об издании нового собрания сочинений, которое обеспечило бы детей поэта, обращалась за советом к братьям. В результате два сундука с бумагами Пушкина оказались в их распоряжении, и Иван Васильевич и Федор Васильевич Анненковы уговорили Павла Васильевича взять на себя труд по подготовке нового издания сочинений поэта. После ряда сомнений в 1951 г. Анненков вплотную приступил к делу ‒ составлению первого научного собрания сочинений, выходившего в 7 томах в 1855‒1857 гг., и работе над первой в России книгой в жанре научно-художественной биографии.
Анненков обратился к родным, друзьям и знакомым поэта ‒ к его вдове, брату и сестре, К.К. Данзасу, П.В. Нащокину, П.А. Катенину, В.И. Далю, С.А. Соболевскому, В.А. Соллогубу, П.А. Вяземскому, П.А. Плетневу, А.П. Керн и многим другим ‒ с просьбой поделиться воспоминаниями, и те откликнулись на его предложение, рассказав о Пушкине то, что знали только они. Однако исследователь сумел удержать цельный образ героя, не допуская господства разрозненных черт, не сведенных к единству живого человеческого облика.
Была еще одна важная составляющая успеха и обаяния книги: весь ее текст был проникнут любовью к Пушкину. Анненков открыто касался сложных черт и человеческих слабостей служителя муз, чутко определял переломные моменты в его развитии, убедительно объяснял этапы его духовного пути. Обширные цитаты из писем, разговоров и неизданных текстов создавали постоянное ощущение присутствия поэта.
Изучение Пушкина без «Материалов» Анненкова, по признанию пушкиниста Н.О. Лернера, было бы немыслимо.
Фонд П.В. Анненкова в РГАЛИ (Ф. 7. Оп. 1‒3) включает 396 единиц хранения за 1628‒1938 гг. В нем хранятся помимо документов самого Павла Васильевича материалы его сына Павла Павловича (1869‒1935), экономиста; семейная переписка; материалы, связанные с владением Анненковыми симбирскими вотчинами и др. В фонде П.В. Анненкова сохранилось несколько его рукописей: статьи «Воспоминания о революции 1848 г.», свидетелем которой он стал, живя в Париже, и «Биография Пушкина (Ответ на критику)», его путевые записки. Среди эпистолярия выделяется большой комплекс писем И.С. Тургенева за 1853‒1883 гг.
Личный архивный фонд П.В. Анненкова сформирован также еще в 2-х архивохранилищах – в Рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский Дом) ‒ Ф. 7 (213 единиц хранения), куда документы пушкиниста были переданы его сыном, и Рукописном отделе РНБ ‒ Ф. 23 (7 единиц хранения).
Приложения
- 1. П.В. Анненков. Литография с фотографии с А.И. Деньера. РГАЛИ. Ф. 7
- 2. Герб рода Анненковых. РГАЛИ.Ф. 7
- 3–3а. Свидетельство из Московской Духовной Консистории о рождении П.В. Анненкова 19 июня 1812 г. Нотариальная копия 1911 г. РГАЛИ. Ф. 7
- 4. А.С. Пушкин. 1837 г. Рисунок и гравюра Г. Райта. РГАЛИ. Ф. 7
- 5. Письмо А.П. Керн П.В. Анненкову. На франц. яз. Середина 1850-х гг. Автограф. РГАЛИ. Ф. 7.
- 6. Статья П.В. Анненкова «Биография А.С. Пушкина: ответ на критику». 2-я половина 1850-х гг. Автограф. РГАЛИ. Ф.7