САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Что читать этим летом. Совет писателя Алексея Сальникова

Мы продолжаем заглядывать на книжную полку к писателям

Что читать этим летом. Совет писателя Алексея Сальникова / ведомости.рф
Что читать этим летом. Совет писателя Алексея Сальникова / ведомости.рф

Анастасия Скорондаева

Алексей Сальников родился в городе Тарту (Эстония), но в 80-х переехал на Урал и сейчас живет в Екатеринбурге. Автор романов "Петровы в гриппе и вокруг него", "Отдел", "Опосредованно" и "Оккульттрегер". Лауреат премий НОС и "Национальный бестселлер" за роман "Петровы в гриппе и вокруг него". Роман переведен на многие иностранные языки, а также лег в основу одноименного фильма и спектакля Кирилла Серебренникова.

Так что же сегодня предпочитает читать сам Сальников?

«Прежде всего хочется порекомендовать новую книгу Шамиля Идиатуллина "Возвращение пионера", - говорит Алексей, но уточняет, что сам еще только планирует прочитать ее по двум причинам. - Во-первых, это текст про попаданчество наоборот. Не попытка взглянуть на прошлое под другим углом, а наоборот - анализ настоящего через призму не такого уж далекого прошлого. Во-вторых, книга, как понимаю, получилась поколенческая, про людей сорок плюс - пятьдесят пять минус. Интересно сравнить свои чувства от происходящего с ощущениями человека, который тоже проходил все стадии становления личности в позднесоветский период. Очень любопытно глянуть. Поставлю на полку, рядом с "Пищеблоком" Алексея Иванова. (И близко по теме, и оба писателя на "И")».

Следом Сальников рекомендует новую книгу Анны Матвеевой "Каждые сто лет". "Интересно, как она сплела нон-фикшн с его противоположностью. Сама жизнь заставляет присмотреться к вещам исповедальным и невыдуманным, к тому, что происходило на самом деле, но с долей авторского переосмысления, потому что мемуары в чистом виде порой полны вымысла больше, чем фэнтези, а письма и документы, пусть и полны фактологии, не всегда живы и увлекательны. Думаю, многие читатели разделяют такую же точку зрения".

Следом в списке автора "Петровых в гриппе" еще один уральский писатель, а точнее его "две повести под одной обложкой". Речь о Романе Сенчине и его "Русской зиме". "По-моему, многих от чтения книг Сенчина отпугивает его серьезное выражение лица на многих фотографиях, - предполагает Сальников. - Да, тексты у него тоже серьезные, отчасти исповедальные, в высшей степени самокритичные, этого не отнять. Но чтение не всегда должно быть развлекательным и легким. Персонажи не всегда обязаны вызывать симпатию, чтение порой - серьезная духовная работа. Роман Валерьевич не из тех, кто погружает читающего в свой текст, как в теплую ванну из уютных воспоминаний, удобных переживаний, нынешнюю повсеместную иронию и филологическую игру. Его тексты потому-то так ценят, что в них нет выдумки, они непосредственно подпитываются происходящим и по большей части без прикрас подаются на страницах его книг.

В "Русской зиме" два текста. Один из них, "У моря", рассказывает историю сценариста, на время снимающего квартирку в Крыму. Это побег в надежде, что все в его жизни утрясется за время импровизированного отпуска. Неумение наладить даже временное существование, чтобы не натворить еще чего-нибудь в дополнение к прежним неприятностям, очередное, как ни крути, бегство, - вот прекрасно выведенный Сенчиным характер. Ничего в поведении Сергеева не вызывает удивления. С ним все ясно с самого начала и до самого конца. Начало повести - уже спойлер к следующим событиям. Котенок, прибившийся к Сергееву, - как все люди в его жизни, как все, что он любит. Интересен в тексте не только Сергеев, а соседи в доме, что он снимает. Есть в том, что они говорят, эта густая синева грозовой тучи на горизонте.

Повесть "Русская зима" пусть и не имеет посвящения, но, несомненно, посвящена жене Романа Сенчина - Ярославе Пулинович. Мне показалось, что Роман Сенчин, прописав себя в тексте, слегка сгустил краски. В нем больше и достоинства, и юмора. В жизни он этого не скрывает, он интересен как собеседник, имеет массу других достоинств. Все остальное в повести интересно, глубоко и честно, притом без натурализма. Если кому-то любопытно, из чего состоит писательская жизнь, вот из таких событий, в принципе, и состоит, вот такая она и есть. Каждый день садишься и пишешь, а вокруг быт, похожий на быт всех соседей по дому. Как складывается литературная судьба? Вот так она и складывается».