Текст: Павел Басинский / РГ
Глубоко причастные к миру книг люди хорошо знают, что Михаил Сеславинский, председатель Совета Национального союза библиофилов, является одним из самых крупных в России собирателей книжных редкостей. Но вышедший летом этого года альбом "Нижегородская сюита. Мотивы родной земли в собрании Михаила Сеславинского" (Н.-Новгород: ООО "Бегемот НН") обнаруживает еще одно менее известное пристрастие известного библиофила. Несколько десятилетий он, а до этого его отец и дед, занимались собиранием редких изданий, так или иначе связанных с родиной Михаила Сеславинского - Нижегородским краем.
Он родился в городе Дзержинске Горьковской области. Вырос в семье провинциальной интеллигенции. Закончил историко-филологический факультет Горьковского государственного университета. Любовь к книге прививалась с детства. Но была в их семье, как иронично пишет автор альбома, одна особенность, доставлявшая серьезные бытовые неудобства: "в нашей семье не только семейные ценности, но и вообще все подряд тщательно сберегалось и почти ничего не выбрасывалось. Скрепя сердце, отдавались в макулатуру на школьных сборах или, позднее, в обмен на талоны на дефицитные книги старые газеты".
Эта страсть к собирательству всего, что имеет отношение к семейной памяти, кому-то может показаться смешной, но именно она лежит в основе всех будущих собраний, от музейных и библиотечных до частных коллекций.
Книга-альбом Михаила Сеславинского - одновременно дань памяти родной земле, в которую (и это пронзительно чувствуется, когда читаешь и листаешь книгу) влюблен не остывающей детской любовью, и свидетельство гордости библиофила и коллекционера, который сохранял, а затем методично пополнял свое собрание раритетов, связанных с нижегородским краем.
И нужно сказать, было что сохранять и чем пополнять коллекцию. Нижний Новгород - намоленное литературное место. Здесь или рядом с ним родилось много литературных знаменитостей, не только Максим Горький. С Нижним Новгородом так или иначе связаны судьбы огромного числа писателей, художников, культурных и общественных деятелей. Нижний Новгород по справедливости считался купеческой столицей России, и когда-то Пушкин всерьез писал, что первую железную дорогу надо строить не между Москвой и Петербургом, а между Москвой и Нижним, даже просто в силу экономической целесообразности.
"Нижегородская полка" в моей домашней библиотеке стала формироваться дедушкой и папой, - пишет автор книги. - Заполнялась она в последнюю четверть века достаточно эклектично, так что в ней находятся самые разные издания: от совсем дешевых, но любопытных, до пафосных и дорогих. В антикварно-букинистических магазинах, личных библиотеках коллег по библиофильскому цеху, при просмотре каталогов аукционных торгов сердце вздрагивало при виде книг, вызывающих ассоциацию с родным краем".
В нем представлены не только книги, часто с автографами великих людей, но и рисунки, картины, гравюры, документы, прямо или косвенно связанные с нижегородчиной. От издания конца XVIII века "Описанiе жизни и безсмертнаго подвига славного мужа нижегородскаго купца Козьмы Минина", вышедшего в Петербурге в год рождения Пушкина, до картин и иллюстраций сочинений Максима Горького современных художников и даже таких "шалостей", как наброски к шитью брюк уроженца Дзержинска Эдуарда Савенко (Лимонова), который, живя в Харькове, подрабатывал портным.
Лично мне, как исследователю биографии Горького, был, конечно, особенно интересен горьковский раздел. Он и собран в одной главе, и рассыпан по всей книге. Вот невероятный раритет, которым особенно гордится автор, но значение которого может оценить лишь тот, кто знает о деятельности Алексея Максимовича после Октябрьской революции, когда он помогал всем, чем мог, оставшимся в России писателям и культурным деятелям, спасая их не только от голода, но и от арестов. Это письмо Горького октября 1919 года товарищу Тойво Антикайнену, руководителю Международной школы красных командиров: "Уважаемый товарищ Тойво! Из числа лиц, которым необходима отсрочка по исполнению воинской повинности, не дано отсрочки Корнею Чуковскому и Евгению Замятину - членам редакционной коллегии "Всемирной литературы". Но оба они являются совершенно необходимыми работниками, и я убедительно прошу Вас исправить это печальное недоразумении".
Поверьте мне, вокруг этих строк можно сделать целую диссертацию!
При этом отличительная особенность книги - она написана без всякого пафоса и с юмором. В этом плане примечателен раздел "Искусство автографа", где в том числе собраны анекдоты и были, связанные с надписями разных писателей на своих книгах.
"Поэт-футурист Алексей Крученых в течение долгой своей жизни тщательно собирал свидетельства эпохи - автографы знаменитых современников. Существует библиофильская байка о том, как, будучи уже стариком и испытывая серьезную нужду, Крученых продавал их собирателям.
Приходит к нему кто-то приобрести, скажем, автограф Хлебникова.
- Какой суммой вы располагаете? - спрашивает Крученых.
- 25 рублей.
- Сейчас я вам дам Хлебникова на эту сумму.
И маникюрными ножницами Крученых отрезал фрагмент рукописи".
Остается добавить, что книга-альбом Михаила Сеславинского отлично издана, крупным форматом, на плотной бумаге, с великолепным качеством иллюстраций. Но тираж ее всего 500 экземпляров. Так что это тоже будущий раритет.
Оригинальный материал: rg.ru