САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

15 писателей-художников

Вспоминаем литераторов, которые умели самовыразиться не только словом, но и линией и цветом. И наоборот

15 писателей-художников. Картина Уильяма Блейка 'Ньютон', 1795 / wikipedia.org
15 писателей-художников. Картина Уильяма Блейка 'Ньютон', 1795 / wikipedia.org

Текст: ГодЛитературы.РФ

  • Человек талантливый талантлив во всех областях.
  • «Гойя» Лион Фейхтвангер

1. Александр Пушкин (1799-1837), Российская империя

Пушкин - наше все и в этом. Если поглядеть непредвзято на его знаменитые маргиналии, то становится понятно, что он умел двумя-тремя линиями не просто набросать женскую головку, но выразить индивидуальность. А это под силу только незаурядному рисовальщику с большим темпераментом. Впрочем, насчет темперамента никто и не сомневается.

2. Михаил Лермонтов (1814-1841), Российская империя

До появления фотографии курс рисования входил в систему обучения офицеров. Будущий командир или тем более капитан должен был уметь передать начальству не только отчет, но и проиллюстрировать его при необходимости. Но визуальные способности Лермонтова далеко выходили за эти необходимые пределы. По свидетельству его родственника А.П. Шан-Гирея, Михаил начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Наследие Лермонтова-художника насчитывает свыше 400 работ, представляющих хронику путешествий и странствий поэта, особый мир его художественных образов на полотне и бумаге.

3. Тарас Шевченко (1814-1861), Российская империя

Великий украинский поэт был профессиональным и востребованным русским художником. Пробившись из низов благодаря поддержке сочувствующих дворян, он в 1844 году получил в Академии художеств звание свободного художника.

Виртуозно освоив технику живописи и графики, акварель и гравюру, Шевченко выработал свой стиль, "сентиментальный романтизм", замешанный на классической традиции с привкусом реализма. Его прекрасные акварельные пейзажи — мягкие, призрачные, прозрачные, успокаивающие. Количество же его автопортретов не поддается учету. Как писал Владимир Кранихфельд, «вечная память Шевченко-поэту и добрая память Шевченко-художнику».

4. Василий Жуковский (1783-1852), Российская империя

Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете (1797—1801). Именно в это время начал писать стихи и заниматься рисованием и живописью. И тем и другим - более чем успешно. Среди художественного наследия В.А. Жуковского — многочисленные офорты и гравюры, часто выполненные по собственным рисункам. В.А. Жуковский — автор многочисленных пейзажей с видами мест, в которых он побывал в своих многочисленных путешествиях и поездках. Они дают вполне полное представление о том, как выглядела Европа первой половины XIX века.

5. Владимир Маяковский (1893-1930), Российская империя - СССР

Собственно, именно в Училище живописи, ваяния и зодчества Маяковский познакомился с Бурлюком, который и заявил начинающему живописцу: "Вы - поэт!" Но знаменитый поэт всю жизнь оставался живописцем. В своей автобиографии В. В. Маяковский напишет: «Хочу делать революцию в искусстве» - и эту революцию он начинает с живописи. После 1910 г. он обучается в Училище Ваяния и Зодчества, где постигает азы профессионального образования. Использовал различные техники: акварель, тушь, карандаш, уголь. Когда не было материалов, поэт мог обходиться подручными средствами. В ход шли обгорелые спички, окурки, смоченные в чернилах. Поэт любил изображать жирафов, собак, зебр, крокодилов. А любимым его занятием было рисовать дружеские шаржи на некоторых знакомых (Репина и Чуковского, например).

6. Максимилиан Волошин (1877-1932), Российская империя - СССР

Поэт, который писал как художник, и художник, который писал как поэт. Поэт Серебряного века, который был своим среди символистов, художник начала XX века, который выступал в защиту авангардистских художественных групп, но при этом сам никогда ни к какому движению не примыкал.

Волошин-художник связан с землей Крыма, конкретно - Коктебеля, ее древним сложным рельефом, с мощными стихиями. Акварели с крымскими пейзажами он писал по памяти – в них нет географической точности, эта точность – философская.

7. Бенвенуто Челлини (1500-1571), Великое герцогство Тосканское

Истинный человек Возрождения, художник неукротимого темперамента и разнообразных талантов, маэстро Бенвенуто за сто лет до протопопа Аввакума сам счел себя достойным жития и принялся его писать в 1558 году. Впрочем, от житийности его «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» ушла очень далеко. Первое печатное издание появилось в Неаполе только в 1728 году. Книга Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио».

8. Федерико Гарсиа Лорка (1898-1936), Королевство Испания

У Федерико при себе всегда были цветные карандаши, китайская тушь, уголь для рисования. Его поэтические тексты усеяны рисунками — карандашом или пером, раскрашенными разными цветами. Он иллюстрировал и свои драматические произведения. Еще в 1927 году в Барселоне по инициативе Сальвадора Дали была открыта выставка рисунков Лорки. Рисунки поэта как бы продолжали его стихи: та же недосказанность, таинственность. Их можно назвать графикой чистого сюрреализма.

9. Уильям Теккерей (1811-1863), Великобритания

Теккерей - один из примеров равновесного сочетания живописного и литературного дарования. Он рисовал всюду, прерывая текст письма, чтобы быстрее «договорить» мысль карандашом. После окончания школы Теккерей поступил в Кембриджский университет, но проучился всего год, поскольку увлёкся рисованием – в нём открылся талант художника-карикатуриста, чрезвычайно в то время востребованный. Как иллюстратор, Теккерей оказался среди претендентов на создание новой серии графических рисунков о путешествии мистера Пиквика и так познакомился с Чарльзом Диккенсом. Иллюстрации автора к самому известному роману Теккерея "Ярмарка тщеславия" органически входят в его содержание, являются продуманным комментарием автора к собственному тексту и не менее важными в структуре произведения, чем слово. Иногда Теккерей ссылается на них или вставляет в середину фразы. Поэтому по завещанию писателя «Ярмарка тщеславия» должна была издаваться только с авторскими рисунками.

10. Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944), Франция

Прежде чем стать летчиком, граф Антуан де Сент-Экзюпери учился в национальной высшей школе изящных искусств. Одну из самых пронзительных и нежных историй в мире, книгу-сказку «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери иллюстрировал сам, и Маленького принца трудно уже представить иначе. Но не все знают, что история эта родилась именно из рисунков. В перерывах между боями военный летчик Экзюпери рисовал крылатого мальчика; потом вместо крыльев появился шарф. Знакомый нам всем образ Маленького принца впервые возник в письме Леону Верту, которому писатель позже посвятил свою книгу. А сама идея написать сказку пришла в голову американскому издателю во время совместного ужина, когда Экзюпери нарисовал на скатерти ребёнка в развевающемся шарфе.

11. Виктор Гюго (1802-1885), Франция

Виктор Гюго начал рисовать с восьми лет. Пик активности его графического творчества пришелся на зрелые годы, 1830–1870. Этому способствовало окружение писателя — парижская богема, знакомство и дружба с художниками. Писатель рисовал, используя для работы над картинами все, что попадет под руку: уголь, сажу, кофейную гущу и прочие материалы, способные оставлять на поверхности видимые глазу следы. Есть свидетельства, что краской порой служила и собственная кровь. Количество художественных работ Гюго превышает четыре тысячи. Большая их часть хранится в Лувре.

12. Уильям Блейк (1757-1827), Великобритания

В девять лет он рассказал матери, что увидел ангелов на дереве. Впоследствии художник вспоминал: «Оно было буквально облеплено ими, и яркие ангельские крылья осыпали ветви дерева, словно звезды». Своеобычность мышления Блейка поражает. Он принимал участие в восстаниях, поддерживал революционные движения в Америке и Франции. Всю жизнь увлекаясь библейской мифологией и создавая иллюстрации к Библии, Блейк ненавидел церковь, причем любую, а в итоге создал свою космогонию. Признания при жизни Уильям Блейк так и не получил. Но отсутствие понимания со стороны современников никогда не останавливало художника. Незадолго до своей смерти он взялся за главный труд своей жизни, закончить который он не успел - иллюстрации в акварели к «Божественной комедии» Данте.

13. Юрий Коваль (1938-1995), СССР

С 1961 по 1966 год Юрий Коваль преподавал в школе рабочей молодежи, готовил себя к карьере художника и не относился серьезно к литературному творчеству. На протяжении почти десяти лет, с 1980 по 1987 год, Коваль вел иллюстрированный альбом-дневник, куда помещал цветные зарисовки и короткие заметки, вклеивал вырезки из газет, делал коллажи. На этих необязательных листах он записывал не только канву событий, но и пришедшие литературные идеи. Этот синтетический жанр, уникальный в своем роде, был назван «Монохроники».

14. Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946), Канада

Канадский писатель и художник-анималист еще юношей стал брать уроки у художника и поступил в Художественный колледж Онтарио. Уже после первого курса Эрнест получил золотую медаль, которая позволила ему поехать в Лондон для совершенствования мастерства при Королевской академии художеств. Его рисунки настолько потрясли директора Британского музея, что он выдал юноше пожизненное удостоверение для посещения всех хранилищ и библиотеки музея, чтобы тот мог рисовать животных.

В Париже на большом художественном салоне он выставил свою картину «Спящий волк», которая была восторженно принята критикой. До него мало кто из художников брался за изображение дикой природы и диких животных.

Увидев картины Сетон-Томпсона, президент США Теодор Рузвельт пожелал встретиться с художником и заказал ему портрет волка-вожака.

В том же году к Томпсону обратился крупнейший американский издатель Скрибнер. Он предложил художнику издать книгу его рассказов с собственными рисунками. Успех первой книги Томпсона «Мои дикие знакомые» превзошёл все ожидания. Она была не только несколько раз переиздана, но и почти сразу же переведена на иностранные языки.

15. Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Флорентийская республика, Папская область

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений одного из величайших мастеров человечества. Основные темы — воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы — мадригал и сонет. Поэзия Микеланджело считается одним из ярчайших образцов эпохи Возрождения. Микеланджело наизусть знал "Божественную комедию".

Michelangelo Buonarroti «Caro m'è 'l sonno, e più l'esser di sasso...»

  • Caro m'è 'l sonno, e più l'esser di sasso,
  • mentre che 'l danno e la vergogna dura;
  • non veder, non sentir m'è gran ventura;
  • però non mi destar, deh, parla basso.
  • Rime, 247 (1546)

Перевод Тютчева:

  • Молчи, прошу, не смей меня будить.
  • О, в этот век преступный и постыдный
  • Не жить, не чувствовать – удел завидный...
  • Отрадно спать, отрадней камнем быть.
  • (1855)