Текст: Алексей Прохоренков
Жузе Агуалуза. Всеобщая теория забвения
- М.: Фантом Пресс, 2018 — 272 с.
- Перевод с португальского: Ринат Валиулин
Если среди ваших друзей есть любитель робинзонад и у него скоро день рождения, то издательство «Фантом Пресс» предлагает отличный вариант подарка.
Чаще всего читатели робинзонад с волнением следят за жизнью человека, оказавшегося на необитаемом острове. Между главным героем книги и местами, где другие люди живут будничными хлопотами, лежит огромное пространство. Пробиться к цивилизации мешает океан или, например, как в случае с популярным романом Энди Вейера, – космос. Герою книги необходимо поддерживать в себе жизнь в ожидании благоприятного случая и при этом не сойти с ума от недостатка общения и ограниченного пространства. И помощи ему ждать неоткуда, надеяться приходится только на собственные силы, сноровку, сообразительность. Такой персонаж больше всего надеется на то, что ему удастся привлечь к себе внимание, и мечтает о том, чтобы другие люди каким-нибудь образом оказались в том месте, где ему приходится выживать, и прекратили бы его спор с природой, стихией, голодом, скукой….
Главная героиня «Всеобщей теории забвения» ангольского писателя Жузе Эдуарду Агуалузы Лудовика, подобно своим «коллегам» из других робинзонад, оказывается изолированной от общества и выживает только благодаря собственным умениям. Вот только для неё необитаемым островом становится квартира на одиннадцатом этаже в центре Луанды – крупнейшего города Анголы. Эта впечатляющая история начинается в 1970-х. Творящиеся в городе беспорядки, вызванные борьбой Анголы за независимость от Португалии, вынуждают Лудовику построить кирпичную стену у входа в свою квартиру и жить отдельно от других людей, физически ничуть от них не удалившись. Поскольку старые соседи Лудовики – в основном выходцы из метрополии, покинули страну, опасаясь за свою жизнь, а новые, коренные ангольцы, заселились в дом после появления кирпичной стены перед её квартирой, о существовании женщины никто не знает. А Лудовика не собирается звать на помощь. Она так и остаётся жить в одиночестве, окружённая со всех сторон людьми. За её окнами гражданские столкновения и преследования инакомыслящих сменяются обычной жизнью. Но в отличие от героев других робинзонад, Лудовика всеми силами старается сохранить свою оторванность от общества, и её добровольное заключение продлится даже дольше, чем пребывание Робинзона Крузо на его острове.
В предисловии к своему роману Жузе Эдуарду Агуалуза рассказывает читателю, что женщина, прятавшаяся от всех в луандской квартире на протяжении тридцати лет, действительно существовала и в книгу включены записи из её тетрадей и её собственные стихи. Однако, предупреждает нас автор, «Всеобщая теория забвения» — это художественный вымысел.
«Художественный вымысел» проявляется в первую очередь в действиях колоритнейших персонажей, чьи судьбы благодаря писательскому волшебству Агуалузы оказываются связаны с Лудовикой. Среди этих людей есть те, кто дружат между собой и даже спасают друг друга от верной гибели, а есть те, которые воюют между собой не на жизнь, а на смерть. И вот эти персонажи все время ходят вокруг да около дома, где живёт Людовика, а порою и живут через стенку от её убежища. Эти люди постоянно наталкиваются друг на друга, даже если оказываются за пределами Луанды. Автор как будто бы указывает на всём протяжении своего романа, что даже если человек решит во всех смыслах забаррикадироваться от всего происходящего вокруг и отдалиться от всех окружающих, он не сможет порвать нити, связывающие его с остальным человечеством.
Человек не может быть островом, даже если считает, что ему удалось изолировать себя от всех. Подчас людей, совершенно незнакомых друг другу, связывают наиважнейшие вещи. Столкновение этих людей предопределено, потому что связи эти не порвёшь, их даже сложно разглядеть до момента прямого контакта. Но они есть и обязательно сыграют важнейшую роль в судьбе их носителей. В этом аспекте «Всеобщая теория забвения» придётся по душе поклонникам «Доктора Живаго». Агуалуза так изобретательно сталкивает персонажей своего романа между собой и так изощрённо переплетает их судьбы, что схожие приёмы Пастернака блекнут. Даже в финальных главах, когда кажется, что никаких новых связующих ниточек между персонажами не обнаружится, Агуалуза, словно бывалый детективщик или просто фокусник, раскрывает перед читателем ещё один узелок, в который несколько судеб героев сплелись прямо на его глазах, да читатель этого и не заметил.
Не позволяйте небольшому объёму этой книги обмануть себя. Её содержание заставит читателей пережить широкий спектр эмоций. Автор рассказывает историю небольшими предложениями, но едва ли не каждое из них – это удар кнутом по читательскому воображению. От этих ударов в сознании читателя возникают запоминающиеся картины страха, одиночества, боли, искажённого восприятия происходящего, жестокости, революционного беспредела, постреволюционного беспредела, и, что самое удивительное, желания жить, что бы ни происходило, лишь бы это происходящее не помнило о тебе, не замечало тебя, а главное не могло втянуть тебя в свою воронку. Каждая глава «Всеобщей теории забвения» напоминает мачете, прорубающее читателю дорогу сквозь джунгли колониального наследия, культурных противоречий, людских безумств и человеческого благородства.
Весь роман на Лудовику и остальных персонажей романа сыпется град угроз для жизни и жестоких испытаний. Читателю предстоит стать свидетелем страшных вещей и жутких деяний. Но в последних главах тучи саспенса как-то резко разбегаются, и читателю впору будет надеть очки, оберегающие от слепящего света сентиментальности. Удивительно, но несмотря на всё происходящее в романе, автор приводит своих персонажей к максимально счастливому финалу из всех возможных.
«Всеобщая теория забвения» имеет все шансы понравиться тем, кто любит «Приключения Робинзона Крузо» (у главной героини в конце концов появляется свой Пятница) или же, если говорить о современных книгах, «Жизнь Пи» (у Лудовики складываются особые отношения с обезьяной, умеющей забираться в её квартиру по растущему за окном дереву) и «Марсианин» (Лудовика выращивает себе овощи на домашних грядках).
Но то Марс, а то Ангола. Можно сказать, что роман Жузе Эдуарду Агуалузы — это новый этап в истории робинзонад.