Текст: ГодЛитературы.РФ
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Внутренний мир человека и его личностные качества.
- Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- Познание человеком самого себя.
- Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Семья, род; семейные ценности и традиции.
- Человек и общество.
- Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
- Природа и человек.
- Наука и человек.
- Искусство и человек.
Опубликованы и комментарии к тематическим разделам. Так, темы первого раздела "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" —
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Темы второго раздела "Семья, общество, Отечество в жизни человека" —
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Темы третьего раздела "Природа и культура в жизни человека" —
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
В комплект тем итогового сочинения теперь включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью:
- Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
- Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
- Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Т.е. комплект тем может выглядеть примерно таким образом:
- Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
- Что вы вкладываете в понятие «счастье»?
- Семейные ценности и их место в жизни человека
- В чём может проявляться любовь к Отечеству?
- Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- Чему человек может научиться у природы?
Как минимум за месяц до «дня икс» стоит изучить тематические направления, предложенные Министерством образования, подумать, как могут звучать примерные темы — и что вы будете писать, если они вам попадутся. А мы вам с этим поможем. Следите за нашими обновлениями.