Текст: Андрей Васянин/РГ
Об этом и выставка "Когда будете в Спасском...", открывшаяся в честь 100-летия Музея-заповедника Спасское-Лутовиново в залах ГМИРЛИ им. Даля на Зубовском.
"Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь…" - писал Иван Сергеевич в одном из последних своих писем из Франции, где он умирал от рака позвоночника. Будучи, наверное, уже таким, каким его в начале 80-х набросал карандашом Липгарт в Париже и потом вспоминал его - седым, "...беспомощным, еле говорящим".
А в начале выставки на акварели 1838-го - этакий молодой Печорин, немного свысока глядящий на мир: таким Тургенев уезжал из родного Спасского в университет, а мать держала портрет на прикроватном столике и всюду возила с собой в этой вот самой шкатулке с гравировкой по перламутру, лежащей на выставке рядом с тем самым Евангелием XVIII века в серебряном окладе, читавшимся в Спасо-Преображенском храме. По которому имение и было названо Спасским.
Спасское-Лутовиново сильно пострадало в ХХ веке - перенесло в 1906 году пожар, не очень нужное новым владельцам, сдавалось потом в аренду, стояло бесхозным - пока, наконец, в 1922-м не было национализировано. Книги, мебель, личные вещи, фотографии и многое другое было вывезено из Спасского, частично разошлось по нескольким музеям и коллекциям, пережило эвакуацию...
Сегодня все самое ценное из музея-заповедника "Спасское-Лутовиново", из орловского Литературного музея, из дома-музея Тургенева на Остоженке встретилось на Зубовском. Своими раритетами поделился и Гослитмузей.
На выставке мы входим в имение Спасское-Лутовиново, как все гости Тургеневых - через парк, где стоят дубы, березы и липы, меж которых ходил еще сам Иван Сергеевич. Художник выставки Мария Утробина и в выставочном Спасском "высадила" молодую дубовую рощу, расписав стены залов тонкими стволами и листвой.
Деревянный гобой из Спасского, истёртый руками крепостных музыкантов из оркестра, который держал двоюродный дед писателя Иван Лутовинов, наверняка играл в концертах, устраивавшихся хозяином усадьбы в своем парке. Над инструментами - лица слушавших их там Тургеневых: кавалергарда-отца Сергея Ивановича, кормилицы и няни, брата Николая Сергеевича (их старинные портреты впервые покинули музей-заповедник), которого за европейские манеры называли "английским джентльменом".
Ивана же Сергеевича называли "русским европейцем", таков он и есть на портрете Деньера конца 1850-х - спокойный, неотразимо аристократичный.
В 1850-е, в самом расцвете жизненных и творческих сил, Тургенев из столиц ли, из Европы ли постоянно возвращался в Спасское-Лутовиново. Столько времени он проводил тут только в детстве. Да и сейчас он в Спасском работает, отдыхает, встречается с друзьями, вспоминает любимых.
Потолок подпирают легкие колонны, словно взятые с веранды деревянного господского дома, в углу зала устроена ротонда, а в ней охотничьи принадлежности Тургенева и среди них ружье, изготовленное специально для русского писателя ростом в 193 сантиметра пражским мастером Антонином Лебедой. Тургенев считал, что "Охотничьи рассказы", написанные по следам его странствий с ружьем по лесам Орловской, Курской, Тульской губерний, и останутся его "лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы".
"О, если б я мог думать, что и вы будете когда-нибудь гулять здесь. Здесь нет ничего невозможного, но это невероятно", - писал он в письме любимой Полине Виардо, небольшой акварельный портрет которой работы Соколова из коллекции ГМИРЛИ украшает выставку. Но мечта привезти Виардо в Спасское воплотилась лишь эфемерным образом: в мистической повести Тургенева "Призраки", задуманной в Спасском, в образе главной героини узнавали возлюбленную писателя, а в месте действия - родные ему с детства места.
Спасское было словно создано для того, чтоб помогать творческому человеку жить и работать. Выставка напоминает нам об этом портретами Гаршина, отходившего здесь от душевной болезни и снова начавшего писать, этюдами поэта и художника-любителя Якова Полонского, практиковавшегося в Спасском писать виды дубовых рощ и не пропустившего, конечно же, дуб, о котором писатель вспомнил в том самом письме, символ Спасского, высаженный Ваней Тургеневым перед отъездом в университет.
Дуб дожил до 30 ноября 2021 года и был снесен ураганом. И, казалось, погиб: в музее уже намеревались высадить на этом месте саженец-потомок, выращенный из желудя тургеневского дуба. Но буквально два месяца назад на месте упавшего дуба обнаружили новые побеги, около 30 ростков. В музее надеются, что они перезимуют, и дуб продолжит жить.