САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Итоги литературного года по версии Павла Басинского

«Литературных событий, несмотря на сложность ситуации, было великое множество...»

Подведение итогов литературного года от Павла Басинского / iStock
Подведение итогов литературного года от Павла Басинского / iStock

Текст: Павел Басинский (писатель)/РГ

Подведение итогов литературного года - дело неблагодарное. Кого-то или что-то непременно забудешь, и картина выйдет неполной. Поэтому поговорим, что называется, в общих чертах.

Писательские юбилеи: 200 лет Аполлону Григорьеву, 140 лет Корнею Чуковскому, 130 лет Константину Паустовскому и Марине Цветаевой, 120 лет Вениамину Каверину, 100 лет Юрию Левитанскому и Семену Гудзенко, 90 лет Евгению Евтушенко, Роберту Рождественскому и Василию Белову. Это те, кто вспоминаются в первую очередь.

Два очень важных юбилея - это 100-летие рождений издательства "Молодая гвардия" и первого советского литературного журнала "Сибирские огни".

Разных литературных событий, несмотря на сложность общественно-политической ситуации, было великое множество. Честно говоря, от них голова шла кругом, и порой казалось, что это даже какой-то перебор. Возможно, это было связано с тем, что мы очнулись после пандемийного года. Возможно (а я даже уверен в этом), сработала грантовая система государственной поддержки литературы. Особенно жаркими выдались лето и осень. Состоялись книжные фестивали: "Красная площадь" - в Москве, "Белый июнь" - в Архангельске, в Твери - "Дементьев-фест", "Китоврас" - во Владимире, "Этим летом в Иркутске" - в Сибири, фестиваль "ЛиТР" - во Владивостоке, в Саратове - "Волжская волна"...

Наконец, Московская международная книжная ярмарка. Некоторые фестивали по разным причинам были отменены: например, "ЛитераТула" в Туле и КрЯКК в Красноярске. Но и того, что было (я назвал далеко не все), вполне достаточно, чтобы признать, что книжные ярмарки и фестивали сегодня - лучшая форма поддержки и пропаганды чтения в нашей, увы, уже не самой читающей в мире стране. (Для справки: стартовый тираж нового романа Мишеля Уэльбека во Франции - 300 000 экземпляров. Какие серьезные писатели выходят у нас таким тиражом?)

Отличным завершением фестивального года стала книжная ярмарка non/fiction в Гостином дворе.

Как и обычно, заметными событиями стали литературные премии. В Москве с запозданием в связи с ковидом вручили премию Александра Солженицына - музейщикам Наталье Михайловой, создателю музея Василия Львовича Пушкина, и Сергею Некрасову, создателю музея Гавриила Романовича Державина. На фестивале "Красная площадь" наградили лауреатов главной молодежной премии "Лицей", ими оказались прозаики Екатерина Манойло, Михаил Турбин, Алексей Колесников и поэты Ольга Скорлупкина и Денис Балин. От себя поздравляю с первым местом Катю Манойло, она - моя выпускница в Литературном институте (даю честное слово: в работе жюри я участия не принимал). По итогам ММКЯ названы лауреаты премии "Книга года". Главная книга - альбом "Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина". В номинации "Проза" победил роман Дмитрия Данилова "Саша, привет!".

О романе Данилова скажу особо. Я считаю его лучшим романом этого года. Он читается на одном дыхании и написан хотя и о трагическом событии (человека приговорили к смертной казни), но с потрясающей иронией, легко и ненавязчиво и в каком-то совершенно новом жанре, который сочетает в себе литературу, кинематограф и театр в одном формате. И то, что этот роман получил еще и одну из самых крупных литературных премий "Ясная Поляна", считаю большой победой не только Данилова, но и премии.

Страсти вокруг главной литературной премии "Большая книга" еще не улеглись. Впервые в ее истории все три позиции заняли книги документальной прозы: биография сына Марины Цветаевой Георгия Эфрона, жизнеописание Василия Розанова и книга о романе "Анна Каренина".

Вопрос: почему из десяти финалистов, среди которых семеро авторы художественных романов, выбрали тройку исключительно создателей нон-фикшен? Не заговор ли это Большого жюри? Но разумные люди понимают, что сто с лишним членов жюри, в которое входят не только писатели, критики и филологи, но и учителя, политики, бизнесмены, собраться вместе и сговориться вряд ли могли. Скорее сработала тенденция, которая намечается в последние годы. Читать документальную прозу становится интересней, чем художественную. Не потому, что она лучше, а потому, что познавательнее.

И еще выскажу мнение от себя. Пока писатели-документалисты все более активно осваивают приемы художественной прозы, художники в чистом виде объективно не успевают разобраться с современностью. Но ведь именно это отличало писателей прошлого. Все великие книги, которые мы изучаем в школе, писались о современности, от "Мертвых душ" до "Анны Карениной" и от "Обломова" до "Палаты № 6". "Тихий Дон" и "Мастер и Маргарита" были романами о современности. "Один день Ивана Денисовича" и "Прощание с Матерой" тоже были о современности. Они совпадали с жизнью, которая была вокруг них. Современность эта ушла, а книги о ней остались. Может быть, потому, что они были выше и глубже современности, но не в стороне от нее.

Художественная проза сегодня оказалась в трудном положении. Все, что происходит вокруг, мгновенно перемалывается СМИ, а то, что для СМИ по разным причинам недоступно, перемалывается в соцсетях. Поэтому "Бесы" Достоевского сегодня невозможны. Литературой уже никого не удивишь. И пока, повторяю, нон-фикшен с успехом осваивает художественные формы и жанры, художественная проза переживает серьезный кризис из-за отсутствия прямого контакта с современной жизнью.

Думаю, это временный кризис. Михаил Бахтин писал, что роман - это вечно меняющийся и обновляющийся жанр. Он еще найдет свои пути к современности. И надеюсь, что "Большая книга" будущего года нам это покажет.