Текст: Анастасия Шушпанова (Литературный институт)
Кафе «Гоген» располагается на территории московского творческого кластера "Арт-Плей". И название, и место обязывает: здесь проходят кинопоказы, квизы, выставки и многое другое. На этот раз проект «Провайдер КИ» (под этим новым названием скрываться хорошо знакомая посетителям московских поэтических вечеров "Культурная Инициатива" Данила Файзова и Юрия Цветкова) пригласил к "Гогену" представителей сетевого журнала «Флаги».
По уверению его создателей, «Флаги» отличает от других сетевых изданий прежде всего то, что это журнал поэтов. Такая декларация поставила перед участниками журнала сложную задачу – разделить себя как автора и как редактора. Являясь поэтами, редакторами и отчасти издателями, Михаил Бордуновский и Елизавета Хереш, которые и рассказывали о «Флагах» и отвечали на вопросы, также обратили внимание, что слоган «журнал поэтов», кроме прочего, снимает определенную ответственность за обращение не только к нормативному филологическому, в какой-то мере литературоведческому, типу говорения при беседе о современной, авангардной поэзии. Обращаясь к статье Александра Житенёва, посвященной Алексею Парщикову, представители-"флагманы" подчеркнули, что
Отсюда вытекает и осознанно выбранный редакторами метод продолжительной интуитивной работы при сборке номера. На вечере была произнесена следующая фраза: «Нам важно совместить неочевидные вещи в одну структуру и показать, что они могут работать друг с другом».
Попытка уловить зазор между тождествами, отказавшись от бинарности, действительно характеризует многих авторов и авторок журнала. Стремясь высвободиться от дихотомий высокого и низкого, традиционного и новаторского, взгляд «Флагов» переносится на независимую поэзию — живую, беспрестанно формулирующую и задающую вопросы.
При создании журнала у участников не было мысли о том, чтобы продвигать и манифестировать какие-то важные эстетические принципы. Появившись около трех лет назад, «Флаги» изначально задумывались как масштабирование небольшого проекта самиздат-альманаха «За стеной», однако, естественно, за это время журнал претерпел значительные изменения. «В голове крутилось, что «Флаги» – это хорошее название для журнала. Этого было достаточно для того, чтобы начать его делать», – разъяснил стоявший у истоков проекта Михаил Бордуновский.
Путь от печати стихотворений на принтере в Литературном институте до рождения сетевой платформы был пройден сквозь тернии практических утилитарных сложностей. Так, дорогостоящая печать типографского выпуска, затруднения при поиске издательства для публикации своих произведений подтолкнула авторов и авторок самостоятельно сделать журнал с более гибкими возможностями для публикации, тем самым решив и территориальную проблему.
Что же касается внутренней составляющей, ядром журнала «Флаги» как являлась, так и по сей день является
В то же время «Флаги» позиционируют себя как поколенческий проект. Значительная часть его участников – представители молодого поколения, примером жизнетворчества для которых выступили поэты метареализма и ленинградского андеграунда. Однако было замечено, что эта преемственность несет условный характер, ведь для журнала центральной задачей ставится повторное открытие отдельного человека, а не самой поэтики. Отдельный и весьма очевидный поклон «Флаги» отдают Борису Поплавскому, Алексею Парщикову и, конечно, Пушкину.
После слово было передано авторам и авторкам журнала: Софье Сурковой, Владимиру Кошелеву, Ульяне Барановой и др. Также был анонсирован выпуск в ближайшее время двух книг поэтической серии «Флагов» в издательстве ОГИ совместно с «Книжным в Клубе».
- ПРАЗДНИК ДОМА
- Никого не слышу как твой людвиг
- На краю кровати тело-свет
- Со спиной как месяц ходят люди
- Только половина человек
- Снег уже отдельно галерея
- Осторожно смотрят зеркала
- Трогательный воздух галилея
- Тянет смертью шарик со стола
- Кажется рождение и только
- Наши стёкла тёплые внутри
- Общая оранжевая долька
- Ночь по коридору до двери
- В. Кошелев
- Стихотворение из подборки на премию «Цикада».