САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Что делать на ОГЭ по литературе? Задания 3, 4

Рассказываем, на что обращать внимание при работе с заданиями по лирике на экзамене

jannoon028 / ru.freepik.com
jannoon028 / ru.freepik.com

Текст: Татьяна Шипилова

Продолжаем разбираться со структурой ОГЭ по литературе. Про задания 1, 2 уже говорили здесь. Теперь поговорим про задания 3, 4, в которых нужно анализировать лирическое произведение. Ориентироваться будем опять на демо-версию ОГЭ по литературе, в которой в качестве образца для заданий дано стихотворение «Внимая ужасам войны…» Некрасова. Оно небольшое, приведем его здесь:

  • Внимая ужасам войны,
  • При каждой новой жертве боя
  • Мне жаль не друга, не жены,
  • Мне жаль не самого героя...
  • Увы! утешится жена,
  • И друга лучший друг забудет;
  • Но где-то есть душа одна -
  • Она до гроба помнить будет!
  • Средь лицемерных наших дел
  • И всякой пошлости и прозы
  • Одни я в мир подсмотрел
  • Святые, искренние слезы -
  • То слезы бедных матерей!
  • Им не забыть своих детей,
  • Погибших на кровавой ниве,
  • Как не поднять плакучей иве
  • Своих поникнувших ветвей...

Задание 3

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.

К стихотворению даны две темы на выбор – по содержанию/идее и по терминологии:

  • 3.1. Как в стихотворении Н.А. Некрасова связаны тема войны и образ матери?
  • 3.2. Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?

Снова та же схема: вне зависимости от того, какую тему выбрали, всё равно взглянули на вторую и сделали мысленно галочку, что для темы войны и образа матери явно важны эпитеты, в то время как эпитеты должны осветить тему войны и образ матери. Т.е. всё взаимосвязано.

Прочитали стихотворение, поняли всю бренность бытия, смирились с тем, что никуда от анализа лирики не деться, и приступили к анализу.

Вопрос про войну и матерей. Про что пишет автор, в чём идея стихотворения?

В том, что война отнимает детей, которых матери никто не вернёт. Говорится, что все остальные, будь то друг или жена, долго горевать по погибшему не будут, потому что замену найти всегда можно. Но любовь матери и её скорбь – вот самое страшное последствие войны, потому что никто и никогда не заменит ребёнка. Суть поняли? Отлично. Смотрим, а благодаря каким художественным средствам это всё сделано?

Про эпитеты вам уже подсказали в теме 3.2. Ищем эпитеты:

  • Средь лицемерных наших дел
  • Святые, искренние слёзы –
  • То слёзы бедных матерей!
  • Им не забыть своих детей,
  • Погибших на кровавой ниве,
  • Как не поднять плакучей иве
  • Своих поникнувших ветвей...

Какую роль играют? Собственно, они и создают этот святой образ матери, потерявшей своего ребенка «на кровавой ниве».

Помимо эпитетов что ещё есть?

Анафора – т.е. повтор в начале строки:

  • Мне жаль не друга, не жены,
  • Мне жаль не самого героя...

Зачем нужны? Чтобы подчеркнуть, как глубоко лирический герой пропускает через себя эту скорбь по погибшему.

Риторическое восклицание: «Увы!»

Метафора: «кровавая нива», т.е. понятно, что говорится про поле боя, но как увеличивает эта метафора само значение – это уже не просто поле, это необъятный простор (нива), окрашенный кровью, что ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.

Ну и сравнение матери с плакучей ивой. Зачем оно нам нужно? Вспомним, как выглядит плакучая ива: всегда печальное дерево, как будто согбенное под тяжестью потерь и невзгод.

Вот и пишем по той же самой схеме:

  • Первое предложение – переформулировка вопроса + ответ на вопрос;
  • Второе-третье предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст.

Обратите внимание: и в первом варианте, и во втором вполне уместно использовать одни и те же формулировки, дополняя или сокращая их в зависимости от задания.

3.1. В стихотворении Н.А. Некрасова тема войны и образ матери связаны мотивом огромных потерь, которые несет не только страна, но и отдельно взятая женщина. Особенное звучание глубокой печали стихотворению придают эпитеты («святые, искренние слёзы», «поникнувшие ветви»), которые и создают образ страдающей женщины, которая, в отличие от друга и жены героя, своего ребёнка никогда не забудет. Анафора «мне жаль» показывает искреннее сочувствие лирического героя, а метафора «кровавая нива» ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.

3.2. В стихотворении «Внимая ужасам войны…» эпитеты создают образ страдающей матери, которая, в отличие от друга и жены героя, своего ребёнка никогда не забудет и утешиться не сможет. Лирический герой глубоко сочувствует женщинам, страдание которых на фоне «лицемерных наших дел» особенно выделяется, что подчеркивает эпитет «поникнувшие ветви» при сравнении тоскующей женщины с плакучей ивой. Особенную трагичность придает эпитет внутри метафоры «кровавая нива», что ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.

В обоих ответах по три предложения. Емких, лаконичных, без лишней воды.

Задание 4 – сопоставление двух стихотворений

В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

Здесь уже объем ответа немного увеличивается: аж до восьми предложений. Почему? Потому что надо параллельно проанализировать уже два стихотворения. Но как показывает практика, лучше ориентироваться на лаконичность в пяти предложениях, чтобы опять-таки не сбиваться на пересказ и не повторять одни и те же мысли. Но, конечно, если вы сможете написать в восьми предложениях четкий, ясный, композиционно выверенный анализ, то не бойтесь увеличивать объем своего ответа. Предложений вообще может быть хоть десять, хоть два, главное – чтобы в них было проанализировано то, что нужно.

К тексту Некрасова прибавляется текст Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме», тоже приведем его:

  • Письма… Фотографии в альбоме.
  • Смотрят парни матерям в глаза.
  • Матери их мёртвыми не помнят —
  • Оттого и верят в чудеса.
  • Все они их видят молодыми,
  • Сильными,
  • Как двадцать лет назад…
  • А в округе на родное имя
  • Столько откликается ребят…
  • Разных —
  • Незнакомых и знакомых,
  • Никогда не знавшихся с войной,
  • Ждут их тезок матери домой
  • И глядят на карточки в альбомах.
  • Парни там —
  • Смешливы и красивы,
  • Где им было знать, что скоро в бой.
  • В двадцать лет они спасли
  • Россию!
  • Ну, а что свершили мы с тобой?

Задание звучит так: "Какие мотивы и образы сближают стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» с приведённым ниже стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме»?"

Естественно, если спрашивают про мотивы и образы, то исходя из темы 3.1. уже становится понятно, что совпадать будет мотив войны и образ матери. Оно и видим:

  • Письма… Фотографии в альбоме
  • Смотрят парни матерям в глаза.
  • Матери их мёртвыми не помнят
  • Оттого и верят в чудеса.
  • Все они их видят молодыми,
  • Сильными,
  • Как двадцать лет назад…
  • Парни там –
  • Смешливы и красивы,
  • Где им было знать, что скоро в бой.
  • В двадцать лет они спасли Россию!
  • Ну, а что свершили мы с тобой?

Ну то есть общий мотив: ужас войны, когда за страну погибали красивые, смешливые, совсем ещё молодые люди.

Общий образ: матери, которые не могут забыть своих сыновей и как будто даже до сих пор надеются, что они к ним вернутся.

Нашли две точки соприкосновения, пишем ответ:

4. Стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» со стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме» сближают мотив войны и образ любящей матери, не способной забыть погибшего ребёнка. Некрасов благодаря эпитетам и метафорам («святые, искренние слёзы», «кровавая нива») описывает глубокую печаль и трагедию, что приходит в дом к женщине, которая потеряла своего ребенка на войне. Она не сможет «утешиться», как жена, не сможет найти другого, как лучший друг. Так и Дементьев пишет о невозможности смириться с гибелью сыновей, которые «смотрят матерям в глаза» с фотографий в альбоме. Оба поэта отмечают, что жизнь продолжается («среди лицемерных наших дней»; «А в округе на родное имя / Столько откликается ребят…»), и только матери, как «плакучие ивы», всё «глядят на карточки в альбомах».

Пять предложений. И все сказали.