САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

День поэзии «Года Литературы» — 2023

Стихотворения, особо запомнившиеся сотрудникам редакции портала ГодЛитературы.РФ за последний год

Муза Эрато, покровительница любовной поэзии, фрагмент картины Симона Вуэ / ru.wikipedia.org
Муза Эрато, покровительница любовной поэзии, фрагмент картины Симона Вуэ / ru.wikipedia.org

Михаил Визель, переводчик, писатель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ:

Моим открытием прошедшего года, небедного на открытия (большей частью, увы, обескураживающие), стала поэтесса со звучным именем Варвара Недеогло. Которая использует в своих текстах, написанных, безусловно, на русском языке, не просто расширенную кириллицу, но все значки, сколь-нибудь похожие на кириллицу. Насколько я понимаю ее посыл – она, поэтесса, не в состоянии больше писать на конвенциональном языке. Потому что сам русский алфавит мучительно переживает происходящее.

К сожалению (или к счастью), я не могу привести ни одного стихотворения целиком, потому что Варвара столь же решительно отказывается считать всем известные слова и выражения "непечатными", но даже одного четверостишья, приведенного на портале syg.ma, достаточно, чтобы понять, о чем речь.

  • я̈ рƣдиԉасԁ нҿ ԍӄаӂу г̄дҿ и пөӵемў.
  • нҿ скаӂу заӵем ϗ̀отя знаю. ʁ̤̌
  • родиԉаԍԀ нҿ тоj ԍтороԋой, ӄоторой
  • Ђыԉо ԋуӂ (!)но. я̈ родиԉась ԋҿ по той приӵине.

Смущает в этих радикальных текстах вот что. В своем аккаунте на сайте profi.ru поэтесса пишет: "Меня зовут Варвара, я иллюстратор и графический дизайнер". Разумеется, графические дизайнеры тоже могут писать стихи, как могут их писать представители других профессий, тем более что графический дизайнер - едва ли не самая массовая из современных творческих профессий, дающих относительную независимость, это как бы гусары нынешнего времени ("Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, А здесь он — офицер гусарской", - писал Пушкин про молодого интеллектуала Чаадаева), но не выдают ли они за новейшее поэтическое слово свое чисто цеховое желание "поиграться со шрифтами"? Как бы там ни было, я благодарен Варваре за новый, очень необычный читательский опыт, а что там останется в вечности - пускай вечность и решает.

Андрей Мягков, редактор и автор портала ГЛ:

В прошедшем году я чаще, чем любую другую поэзию, вспоминал давно читанные стихи Георгия Иванова. Которые, увы, зазвучали так, будто написаны не сотню лет назад, а прямо сейчас, за этой вот тонкой соседской стеной, сквозь которую слышно все: и как обед готовят, и как плачут.

Но если совсем уж декларативно-декадентское «Россия счастие» – это все-таки уму, то вот эти два небольших стихотворения бьют как положено – ниже и левее.

  • Владимиру Маркову
  • Полутона рябины и малины,
  • В Шотландии рассыпанные втуне,
  • В меланхоличном имени Алины,
  • В голубоватом золоте латуни.
  • Сияет жизнь улыбкой изумленной,
  • Растит цветы, расстреливает пленных,
  • И входит гость в Коринф многоколонный,
  • Чтоб изнемочь в объятьях вожделенных!
  • В упряжке скифской трепетные лани —
  • Мелодия, элегия, эвлега…
  • Скрипящая в трансцендентальном плане,
  • Немазанная катится телега.
  • На Грузию ложится мгла ночная.
  • В Афинах полночь. В Пятигорске грозы.
  • …И лучше умереть, не вспоминая,
  • Как хороши, как свежи были розы.

  • ***

  • Звезды синеют. Деревья качаются.
  • Вечер как вечер. Зима как зима.
  • Все прощено. Ничего не прощается.
  • Музыка. Тьма.

  • Все мы герои и все мы изменники,
  • Всем, одинаково, верим словам.
  • Что ж, дорогие мои современники,
  • Весело вам?

Татьяна Шипилова, редактор портала и социальных сетей, автор ГЛ:

По долгу службы я работаю больше с классической поэзией, но некоторые из моих учеников – будущие актёры, которым для поступления нужно учить современную поэзию. И тогда я, хоть это и не входит в мои прямые обязанности, но начинаю для каждого подбирать то самое стихотворение, которое могло бы, с одной стороны, отразить внутренний мир моего подопечного, с другой – рассказать ему о нем самом что-то потаенное, что-то пока еще непонятое.

И чем больше я ищу, тем больше открываю для себя новых имен. Но тут недавно поняла, что одно имя находится совсем рядом со мной. Софья Грабовская – моя однокурсница по аспирантуре в Литинституте. Естественно, она Литинститут и окончила, она – выпускница семинара Евгения Рейна. Тема ее диссертации – «Влияние эстетики Гофмана на развитие жанрового искусства XX века». Но как оказалось, Софья – прекрасная поэтесса. Я бы сказала, уже вполне состоявшийся, взрослый поэт, несмотря на всю свою молодость, хрупкость и даже некоторую внешнюю броскость.

Стихи у неё самые разные, публикует она их в основном в своей группе ВКонтакте. Не кричит о своем таланте, не выпячивает его, а просто пишет. И это самое прекрасное.

  • Руки Христа

  • В Этих Руках не черствеет хлеб,
  • Не оскудевает добро.
  • Вон тот человек час назад был слеп,
  • А сейчас он видит остро.

  • Неба сияние над головой –
  • Нимб не твой – а Его!
  • Пой от любви Ему. Здесь Бог Живой,
  • Славь Господа тво-е-го!

  • Нимб не твой, но Господь – да.
  • Твой без остатка Весь!
  • Видишь, все небо сейчас – звезда.
  • Бог Свой путь начинает здесь.

  • Пост. Потемнело. Закат кровит.
  • Серая буря грехов.
  • Падаешь – встань. Бог благословит,
  • Откликнувшихся на Зов.

  • Руками, которыми создан, ты
  • Вот сейчас встаешь – исцелен.
  • Любовь прекрасна от простоты,
  • А небо по цвету – лен.

  • Вот руки создавшие, исцелившие, обнявшие
  • Прибиты к кресту.

  • Пой Твоему Христу!

  • Небо рвется, мир перестал.
  • Не может такого быть!
  • Какая исходит любовь от Креста.
  • И как Ее можно убить...

  • Но скоро будет такая синь,
  • Покаяние хлынет из туч.
  • Люби, человек. Зови. Проси.

  • Ты не понял, как ты везуч!

Людмила Прохорова, редактор портала и новостей, автор ГЛ:

В этом году подруга подарила мне онлайн-курс на одной известной образовательной платформе «Поэзия: понять и полюбить», по итогам которого я впервые (да-да!) написала стихотворение, хотя курс был совсем не для обучения стихосложению, а для расширения кругозора. Там было много разных прекрасных строк, которые я знала и заново открывала для себя, много строк, которые я не знала, но ими определённо стоило бы поделиться. Но предложить для нашей праздничной подборки я хочу это незамысловатое, но точное стихотворение Давида Самойлова о том, что одно выдающееся произведение — это результат миллионов чьих-то строк.

  • В этот час гений садится писать стихи.
  • В этот час сто талантов садятся писать стихи.
  • В этот час тыща профессионалов садятся писать стихи.
  • В этот час сто тыщ графоманов садятся писать стихи.
  • В этот час миллион одиноких девиц садятся писать стихи.
  • В этот час десять миллионов влюблённых юнцов садятся писать стихи.

  • В результате этого грандиозного мероприятия
  • Рождается одно стихотворение.
  • Или гений, зачеркнув написанное,
  • Отправляется в гости.
  • 1981

Ирина Зайцева, контент-менеджер ГЛ:

С современной поэзией знакомлюсь в основном по текстам нашего обозревателя Бориса Кутенкова. Из последнего понравившегося — стихи Элины Леоновой.

Элина Леонова «на краю прекрасных дней…»

  • на краю прекрасных дней
  • смерть была меня сильней
  • я обрадовался встрече
  • я не стал бороться с ней
  • плит и досок господин
  • я теперь лежу один
  • переломанный орешник
  • надо мною триедин

  • из зелёного куста
  • разомкну свои уста
  • расскажу что правда смерти
  • замечательно проста
  • ты лежишь открыв глаза
  • над тобой поёт гроза
  • с мокрой веточки хохочет
  • заводная стрекоза