Михаил Визель, переводчик, писатель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ:
Моим открытием прошедшего года, небедного на открытия (большей частью, увы, обескураживающие), стала поэтесса со звучным именем Варвара Недеогло. Которая использует в своих текстах, написанных, безусловно, на русском языке, не просто расширенную кириллицу, но все значки, сколь-нибудь похожие на кириллицу. Насколько я понимаю ее посыл – она, поэтесса, не в состоянии больше писать на конвенциональном языке. Потому что сам русский алфавит мучительно переживает происходящее.
К сожалению (или к счастью), я не могу привести ни одного стихотворения целиком, потому что Варвара столь же решительно отказывается считать всем известные слова и выражения "непечатными", но даже одного четверостишья, приведенного на портале syg.ma, достаточно, чтобы понять, о чем речь.
- я̈ рƣдиԉасԁ нҿ ԍӄаӂу г̄дҿ и пөӵемў.
- нҿ скаӂу заӵем ϗ̀отя знаю. ʁ̤̌
- родиԉаԍԀ нҿ тоj ԍтороԋой, ӄоторой
- Ђыԉо ԋуӂ (!)но. я̈ родиԉась ԋҿ по той приӵине.
Смущает в этих радикальных текстах вот что. В своем аккаунте на сайте profi.ru поэтесса пишет: "Меня зовут Варвара, я иллюстратор и графический дизайнер". Разумеется, графические дизайнеры тоже могут писать стихи, как могут их писать представители других профессий, тем более что графический дизайнер - едва ли не самая массовая из современных творческих профессий, дающих относительную независимость, это как бы гусары нынешнего времени ("Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, А здесь он — офицер гусарской", - писал Пушкин про молодого интеллектуала Чаадаева), но не выдают ли они за новейшее поэтическое слово свое чисто цеховое желание "поиграться со шрифтами"? Как бы там ни было, я благодарен Варваре за новый, очень необычный читательский опыт, а что там останется в вечности - пускай вечность и решает.
Андрей Мягков, редактор и автор портала ГЛ:
В прошедшем году я чаще, чем любую другую поэзию, вспоминал давно читанные стихи Георгия Иванова. Которые, увы, зазвучали так, будто написаны не сотню лет назад, а прямо сейчас, за этой вот тонкой соседской стеной, сквозь которую слышно все: и как обед готовят, и как плачут.
Но если совсем уж декларативно-декадентское «Россия счастие» – это все-таки уму, то вот эти два небольших стихотворения бьют как положено – ниже и левее.
- Владимиру Маркову
- Полутона рябины и малины,
- В Шотландии рассыпанные втуне,
- В меланхоличном имени Алины,
- В голубоватом золоте латуни.
- Сияет жизнь улыбкой изумленной,
- Растит цветы, расстреливает пленных,
- И входит гость в Коринф многоколонный,
- Чтоб изнемочь в объятьях вожделенных!
- В упряжке скифской трепетные лани —
- Мелодия, элегия, эвлега…
- Скрипящая в трансцендентальном плане,
- Немазанная катится телега.
- На Грузию ложится мгла ночная.
- В Афинах полночь. В Пятигорске грозы.
- …И лучше умереть, не вспоминая,
- Как хороши, как свежи были розы.
- ***
- Звезды синеют. Деревья качаются.
- Вечер как вечер. Зима как зима.
- Все прощено. Ничего не прощается.
- Музыка. Тьма.
- Все мы герои и все мы изменники,
- Всем, одинаково, верим словам.
- Что ж, дорогие мои современники,
- Весело вам?
Татьяна Шипилова, редактор портала и социальных сетей, автор ГЛ:
По долгу службы я работаю больше с классической поэзией, но некоторые из моих учеников – будущие актёры, которым для поступления нужно учить современную поэзию. И тогда я, хоть это и не входит в мои прямые обязанности, но начинаю для каждого подбирать то самое стихотворение, которое могло бы, с одной стороны, отразить внутренний мир моего подопечного, с другой – рассказать ему о нем самом что-то потаенное, что-то пока еще непонятое.
И чем больше я ищу, тем больше открываю для себя новых имен. Но тут недавно поняла, что одно имя находится совсем рядом со мной. Софья Грабовская – моя однокурсница по аспирантуре в Литинституте. Естественно, она Литинститут и окончила, она – выпускница семинара Евгения Рейна. Тема ее диссертации – «Влияние эстетики Гофмана на развитие жанрового искусства XX века». Но как оказалось, Софья – прекрасная поэтесса. Я бы сказала, уже вполне состоявшийся, взрослый поэт, несмотря на всю свою молодость, хрупкость и даже некоторую внешнюю броскость.
Стихи у неё самые разные, публикует она их в основном в своей группе ВКонтакте. Не кричит о своем таланте, не выпячивает его, а просто пишет. И это самое прекрасное.
- Руки Христа
- В Этих Руках не черствеет хлеб,
- Не оскудевает добро.
- Вон тот человек час назад был слеп,
- А сейчас он видит остро.
- Неба сияние над головой –
- Нимб не твой – а Его!
- Пой от любви Ему. Здесь Бог Живой,
- Славь Господа тво-е-го!
- Нимб не твой, но Господь – да.
- Твой без остатка Весь!
- Видишь, все небо сейчас – звезда.
- Бог Свой путь начинает здесь.
- Пост. Потемнело. Закат кровит.
- Серая буря грехов.
- Падаешь – встань. Бог благословит,
- Откликнувшихся на Зов.
- Руками, которыми создан, ты
- Вот сейчас встаешь – исцелен.
- Любовь прекрасна от простоты,
- А небо по цвету – лен.
- Вот руки создавшие, исцелившие, обнявшие
- Прибиты к кресту.
- Пой Твоему Христу!
- Небо рвется, мир перестал.
- Не может такого быть!
- Какая исходит любовь от Креста.
- И как Ее можно убить...
- Но скоро будет такая синь,
- Покаяние хлынет из туч.
- Люби, человек. Зови. Проси.
- Ты не понял, как ты везуч!
Людмила Прохорова, редактор портала и новостей, автор ГЛ:
В этом году подруга подарила мне онлайн-курс на одной известной образовательной платформе «Поэзия: понять и полюбить», по итогам которого я впервые (да-да!) написала стихотворение, хотя курс был совсем не для обучения стихосложению, а для расширения кругозора. Там было много разных прекрасных строк, которые я знала и заново открывала для себя, много строк, которые я не знала, но ими определённо стоило бы поделиться. Но предложить для нашей праздничной подборки я хочу это незамысловатое, но точное стихотворение Давида Самойлова о том, что одно выдающееся произведение — это результат миллионов чьих-то строк.
- В этот час гений садится писать стихи.
- В этот час сто талантов садятся писать стихи.
- В этот час тыща профессионалов садятся писать стихи.
- В этот час сто тыщ графоманов садятся писать стихи.
- В этот час миллион одиноких девиц садятся писать стихи.
- В этот час десять миллионов влюблённых юнцов садятся писать стихи.
- В результате этого грандиозного мероприятия
- Рождается одно стихотворение.
- Или гений, зачеркнув написанное,
- Отправляется в гости.
- 1981
Ирина Зайцева, контент-менеджер ГЛ:
С современной поэзией знакомлюсь в основном по текстам нашего обозревателя Бориса Кутенкова. Из последнего понравившегося — стихи Элины Леоновой.
Элина Леонова «на краю прекрасных дней…»
- на краю прекрасных дней
- смерть была меня сильней
- я обрадовался встрече
- я не стал бороться с ней
- плит и досок господин
- я теперь лежу один
- переломанный орешник
- надо мною триедин
- из зелёного куста
- разомкну свои уста
- расскажу что правда смерти
- замечательно проста
- ты лежишь открыв глаза
- над тобой поёт гроза
- с мокрой веточки хохочет
- заводная стрекоза