Текст: Айдана Кусенова (РГ)
Священная война
Это гимн защиты Отечества. Песня еще известна также по первой строчке «Вставай, страна огромная!». В 1941 году в газетах «Известия» и «Красная звезда» было опубликовано стихотворение В. И. Лебедева-Кумача. После публикации практически сразу А. В. Александров написал к стихотворению музыку. Существует мнение, что Сталин сам лично заказал песню о войне против Германии. Времени не было совсем, ноты были написаны мелом на доске самим композитором, а на репетицию отвели один день. Спустя два дня после публикации стиха в прессе песня была исполнена Красноармейским ансамблем песни и пляски СССР. По словам очевидцев, музыка исполнялась 5 раз! Но повсеместно она стала звучать лишь пару месяцев спустя и звучит по сей день.
Темная ночь
Одна из проникновенных лирических песен времен Великой Отечественной Никиты Богословского. Во время съемок фильма «Два бойца» в условиях эвакуации в Ташкенте режиссер Леонид Луков обратился к Богословскому с просьбой написать песню. Композитор сразу наиграл мелодию на рояле, а текст для нее написал Владимир Агатов. Сохранился черновик песни, который сейчас хранится в Музее кино. В ту же ночь вызвали Марка Бернеса, в чьем исполнении песня до сих пор трогает каждого.
Смуглянка
В 1940 году, еще до начала войны, композитор Александр Новиков и поэт Яков Шведов написали сюиту. В основе повествования была история девушки-партизанки времен Гражданской войны. Но сюита так и не прозвучала, а ноты вовсе были утеряны. Спустя 4 года худрук и композитор Краснознаменного ансамбля композитор А. В. Александров искал новый репертуар для коллектива. Новиков предложил несколько своих работ, но "Смуглянка" приглянулась Александрову больше всех. Концерт с исполнением песни транслировался по радио и быстро разошелся по всей стране, в том числе по фронту. Новое дыхание и так известной песне дал фильм «В бой идут одни старики» (1973), где она проходит сквозь всю ленту лейтмотивом.
Катюша
Еще одна знаменитая песня была написана Матвеем Блантером на слова Михаила Исаковского. «Катюшу» впервые исполнил Государственный джаз-оркестр в 1938 году. Песня получила статус народной, ее пели повсеместно, исполняли на концертной эстраде (есть мнение, что Лидия Русланова, услышав «Катюшу» один раз, запомнила за раз всю песню и через пару часов спела уже на своем концерте). Песня простая, легкая для запоминания, не такая лирическая, как «Темная ночь», и не такая патриотическая, как «Священная война». Довольно быстро «Катюша», которая ждет своего возлюбленного, быстро завоевала сердца людей. Более того: считается, что именно от этой песни получили свое прозвище грозные системы реактивного залпового огня. Корпуса миномета были проиндексированы буквой «К», потому что выпускались заводом имени Коминтерна. А дальше включились народная фантазия.
Синий платочек
Когда в 1939 году Польша была разделена, Ежи Петерсбургский оказался на территории, отошедшей к Советскому Союзу. Годом позже на гастрольном концерте оркестра «Голубой джаз» в саду Эрмитаж публике представили вальс Петерсбургского. Впечатлившись музыкой, поэт Яков Галицкий сразу набросал текст песни к музыке и после концерта показал композитору. Доделав ее вместе, они представили песню публике на следующем выступлении оркестра. Лирический вальс быстро проник на все танцплощадки Союза. Позже появились новые версии с другим текстом. Одной из знаменитых стала версия для Клавдии Шульженко, автор текста Михаил Максимов.
Эх, дороги
Еще один популярный шедевр Новикова. После окончания войны для театрализованной программы «Весна победная» режиссер Сергей Юткевич заказал песню. Новиков вместе с поэтом Львом Ошаниным выбрали песню-раздумье с примерным названием «Под стук колес». Впервые она была исполнена Иваном Шмелевым. После громкого успеха композитор с поэтом еще долго оттачивали песню, пытаясь довести до совершенства. Возможно, это тоже помогло песне стать общенациональным достоянием.
Журавли
Одна из редких песен, которая непосредственно написана о войне, о тяжелой утрате, о павших героях. Для Расула Гамзатова слились воедино внешние и личные переживания: он посетил Хиросиму, осмотрел Мемориальный парк мира - и прямо в ходе этой поездки узнал о кончине матери. Так он написал свое стихотворение на родном аварском языке. С одной стороны, это образ погибшего солдата, обратившегося в птицу, а с другой – японский символ исполнения желаний (для этого надо смастерить 1000 оригами в виде журавлей). Близкий друг поэта Наум Гребнев превосходно перевел его на русский. На стихотворение обратил внимание Марк Бернес, исполнитель «Темной ночи». В муках и творческих спорах с переводчиком рождалась песня. Но услышав вокализ композитора Яна Френкеля, Бернес, не сдержавшись, расплакался. Подобная реакция была у первых слушателей песни – ветеранов войны, которые после минуты молчания смогли лишь вымолвить «Спасибо».
На поле танки грохотали
Это народная донбасская песня начала ХХ века, которая рассказывает о гибели молодого рабочего на шахте. Впервые она была зафиксирована в фильме Леонида Лукова «Я люблю», где ее пели донецкие шахтеры. В современном звучании песня появилась намного позже, в 1968 году в одноименном фильме Виктора Трегубовича, который посвящен экипажу противотанковой установки, поэтому неудивительно, что песня обрела большую популярность среди танкистов и не только.
В землянке
Песня рождалась на поле боя. Военный корреспондент «Красноармейской правды» Алексей Сурков был отправлен на фронт к 78-й стрелковой дивизии, оборонявшей Истру. По приезде Сурков попал в саму битву с врагом. Увидев смерть, услышав свист пуль и еле дойдя до своих, Сурков произнес слова, которые легли в основу стиха. Дальше в землянке Сурков попытался сделать наброски для репортажа, но получались стихи. Вернувшись в Москву, он доработал свое сочинение, и появилось стихотворение «В землянке». В 1942 году композитор Константин Листов попросил у Суркова какой-нибудь текст для будущей песни. Уже через неделю песня была готова и одобрена редакцией. Так в гуще страшных событий появилась знаменитая песня, впоследствии исполненная Лидией Руслановой у поверженного Рейхстага.
День Победы
Символом праздничного дня стала песня «День Победы». Как ни странно, эту композицию приняли не сразу. В 1975 году Союз композиторов СССР объявил конкурс на лучшую песню к 30-летию победы, в последние дни которого заявку подали поэт Владимир Харитонов и композитор Давид Тухманов. Музыка была написана всего за пару дней и прозвучала в последний день прослушиваний. Композиция была раскритикована комиссией – композитор слишком молод (хотя Тухманову было 35 лет - от одногодка, скажем, всемирно признанного к тому моменту Джона Леннона), да и сама музыка в ритме танго не соответствует тематике. Несмотря на это, песня в том же году завоевала любовь слушателей в исполнении Леонида Сметанникова и Льва Лещенко. Так, довольно быстро песня «День Победы» стала символом Дня Победы.