САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

ЕГЭ по литературе – пример идеального выполнения задания

26 мая стартует ЕГЭ по всей России, и в числе первых будет проходить экзамен по литературе

pixabay.com
pixabay.com

Текст: Татьяна Шипилова

26 мая стартует ЕГЭ по всей России, и в числе первых будет проходить экзамен по литературе. В последний день перед экзаменом я обычно советую уже ничего не писать, не тренироваться, отдыхать и – самое главное – выспаться.

Вчера я отправила собираться с духом почти всех своих учеников. Но кое-кто мне даже за эти последние два дня успел прислать сочинения. Проверив их, я поняла, что с гордостью могу констатировать, что все мои дети готовы.

Перед экзаменом мне дали разрешение опубликовать некоторые из сочинений, которые получили бы высшие баллы на ЕГЭ, чтобы при возникновении вопросов о структурах могли бы послужить правильным примером.

5.2. Почему отсутствие взаимной симпатии между Базаровым и «отцами» быстро переросло в непримиримый конфликт?

С первой же встречи между Базаровым и Павлом Петровичем возникает неприязнь, которая впоследствии перерастает в непримиримый конфликт. Персонажи имеют разные взгляды на жизнь. Базаров по своей идеологии нигилист, отрицающий всё, начиная с искусства, заканчивая порядками в обществе. Весь внешний вид дяди друга забавит его при первой же встречи («щегольство какое в деревне, <…> ведь это смешно»). Ему непонятно, к чему это тщеславие, перед кем так старается Кирсанов («пленить-то здесь, жаль, некого»). А Павел Петрович в этот же момент, отрицающий нигилизм и считающий его глупостью, раздражается от каждого слова Евгения Васильевича, а манеры и внешний вид вызывают отвращение. И в отличии от Базарова, он считает важным уметь вести себя в обществе, всегда выглядеть опрятно («подбородок так аккуратно выбрит»). Из-за разных жизненных принципов герои-антиподы не сходятся ни характерами, ни идеями, ни ценностями, поэтому между ними завязывается конфликт.

6. Кто из отечественных писателей обращался к теме «отцов и детей» и в чем его позиция созвучна проблематике тургеневского романа? (На примере одного из произведений.)

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, так же, как и в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева, звучит тема конфликта поколений. Чацкий, как и Базаров, выступает против старых устоев: герой не готов услуживать и «сгибаться в перегиб» ради чинов и высоких званий; он считает почитание выше себя стоящих ненужной лестью. Фамусовское общество, которому Александр Чацкий противостоит, представляет собой необразованное, хитрое сообщество людей, которое ищет выгоду в любых знакомствах: так Фамусов пытается выдать замуж свою дочь за генерала. Именно такие ценности злят, а затем разочаровывают Чацкого. Базаров же в свою очередь не пытается переубедить Кирсанова в его взглядах, однако он и не признаёт идей Павла Петровича. Евгений Базаров не верит в любовь, а поэзию считает «ерундой», с чем, конечно же, не согласен Кирсанов. Однако герой не боится прямо высказаться о бесполезности существования Павла Петровича: он утверждает, что жить нужно, принося пользу своим трудом в этот мир, а старший Кирсанов «сидит сложа руки». Таким образом, в обоих произведениях раскрывается идейный конфликт «отцов и детей», основанный на разных взглядах на жизнь.

10.2. Какой гаммой настроений проникнуто есенинское стихотворение?

Стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» проникнуто переживаниями о прошедших годах. Лирический герой вспоминает свои юные годы с трепетом в сердце («Буйство глаз и половодье чувств»). Осознание проходящей молодости заставляет приуныть лирического героя: он понимает, что больше никогда не испытает ту бурю эмоций, какую испытывал, когда был юношей («Ты теперь не так уже будешь биться, / Сердце, тронутое холодком»). Он смиряется со своим «увяданием» и успокаивается, понимая, что «все мы в этом мире тленны» и ко всем придет время «процвести и умереть».

11. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором поэт размышляет о сиюминутном и вечном. В чем сходно (или различно) звучание этой темы в выбранном произведении и в приведенном стихотворении С. А. Есенина?

И С.А. Есенин в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу», и Белла Ахмадулина в «Тот месяц май, в тот месяц мой» размышляют о сиюминутном и вечном. Оба лирических героя говорят о мимолётности их юности: есенинский герой говорит о чувствах, которые он уже не сможет испытать, годы прошли, да и сам стал «скупее в желаниях». Лирическая героиня Ахмадулиной говорит о лёгкости, которая поднимала её «над землёй», о щедрости «в счастливом предвкушенье пенья» в юные годы; но так же, как и герой в «Не жалею,…», говорит о времени, которое изменило её. Теперь она стала «проницательней и строже», а каждый взлёт «обходится всё дороже». Об этом же говорит и лирический герой Есенина: всё реже сердце его трепещет, «всё реже / расшевеливаешь пламень уст». Оба лирических героя осознают, как сиюминутна молодость («проскакал на розовом коне»), но воспоминания о былых временах будут жить в них вечно.

12.3. Как в рассказе Горького «Старуха Изергиль» отображен идеал и антиидеал человека?

Максим Горький в своём рассказе «Старуха Изергиль» подробно раскрывает характер героев с разных сторон, с помощью психологизма и детального описания их поступков. И для того, чтобы отобразить идеал и антиидеал человека, берёт истории двух персонажей и незаметно противопоставляет их.

Так, «Легенда о Ларре» повествует о сыне орла и земной женщины, красивом «гордом юноше» с леденящими душу глазами («его были холодны и горды, как у царя птиц»). Именно Ларра становится символом антиидеала человека: он считает себя выше других («первым на земле») и думает, что ему всё дозволено, поэтому крадёт девушку из племени. Это является важной деталью легенды: после того, как герой убивает беззащитного человека, он ждёт от людей признания в нём «царя», который способен на всё. Однако автор акцентирует внимание на мудром решении племени: они отпускают его безнаказанно, потому что понимают, что «наказание в нём самом». Отверженный и представить не мог, что они окажутся правы; и так он обрекает себя на вечное одиночество. Впоследствии, прием психологизма раскрывает чувства героя: Ларра осознаёт, что люди не ошиблись: его внутренняя гордыня даже не позволила признаться в этом и попросить прощения. Несмотря на свободу, которую он так желал, персонаж не может без племени, он так же, как и его мать, был человеком, поэтому хотел любви и заботы, но не признавал этого. Гордость погубила Ларру: сделала его тенью, которой нет места среди людей, как и нет места гордецам. Собирательный образ героя раскрывает характер людей, что пренебрегают общими интересами и превозносят себя, они и являются антиидеалами человечества.

Героем-антиподом Ларры является Данко. Персонаж «Легенды о Данко» – пример идеала человека: личность, готовая пожертвовать собой ради людей. Образ Данко в легенде олицетворяет мужество и альтруизм: характер героя автор ставит в пример для подражания. Как только племя попало в беду, он решил взять всё в свои руки: персонаж, не зная правильного решения проблемы, проявил лидерские качества, когда в этом нуждались люди. Данко любил людей, его сердце переполнялось этим чувством и вот однажды, во имя любви, вырывает из груди «факел», что смог осветить дорогу. Автор обращает внимание на действия людей в этот момент: они были настолько ослеплены своей свободой, что даже не подумали об их спасителе; кто-то раздавил сердце на «искры», тем самым, наступая на чистое сердце полное любви и самопожертвования. Так племя тоже является антиидеалом человечества: трусливый народ, который был не способен даже поблагодарить героя.

Таким образом, Данко и Лара, идеал и антиидеал человека, герои, что осознано пришли в итоге к тому исходу, к которому привели их поступки.