САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Дедушки, сестры и танцующие звери: три детские книги о семье

Не у всех отношения с родственниками складываются хорошо. Но давайте порадуемся за героев, которым повезло родиться и вырасти в дружной семье

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки с сайтов издательств
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки с сайтов издательств

Текст: Ольга Лапенкова

Ольга Колпакова. «Суперсилы по наследству. Мои советские дедушки»

М.: Пять четвертей, 2022

В далёкой сибирской деревне Находня живёт многодедная семья Русановых, и это не опечатка. Главные герои — старшеклассница Полина и два её младших брата — купаются во внимании дедушек. Старшему члену семьи, Семёну Кузьмичу, недавно исполнилось сто десять лет, но он жив, почти здоров и живёт в отдельном доме, откуда напрочь отказывается переезжать. С бытом прадедушка не справляется, так что ему по очереди помогают внуки и правнуки. Зато Семён Кузьмич угощает всех чаем, плетёт веники и дрессирует пса, а главное — рассказывает невероятные истории.

Трём сыновьям Семёна Кузьмича тоже есть о чём поведать младшему поколению. А ещё у каждого дедушки имеется своя суперсила. Бывший учитель Валерий Семёнович — даже в свои преклонные годы — бегает быстрее всех в округе. Сыродел Федосей Семёнович никогда ни с кем не ссорится. А Владимир Афанасьич, которому в юности пришлось сменить имя и отчество, умеет свистеть на все лады. И все они время от времени вспоминают самого удивительного представителя клана Русановых — прапрадеда Кузьму Анисимовича, который и привёл свою большую семью из-под Воронежа в Сибирь. С ним чего только не приключалось... Однажды он даже спрятался от вооружённого отряда внутри ледяного пузыря!

Линейного сюжета в книге Ольги Колпаковой нет. «Мои советские дедушки» — это один большой экскурс в прошлое: на двухстах семидесяти страницах умещается вся отечественная история ХХ века, показанная на примере большой и дружной семьи. «Сшить» из воспоминаний старожилов захватывающую книгу — сложная задача, но автор справился с ней на высшем уровне. А главное, что Колпакова написала обо всех своих героях, даже о ворчливом дедушке Афанасьиче, с такой любовью, что с первых же страниц Русановы становятся для нас родными. А еще писательница наделила каждого героя уникальным взглядом на происходящее, поэтому книга не превратилась в орудие советской (или, наоборот, антисоветской) пропаганды. Так, прадедушка Семён Кузьмич вспоминает, как в Союзе боролись с религией, и вздыхает: «Чтобы совсем своими в Советской стране стать, надо было не просто жить по-советски. Надо было громко заявить, как ты презираешь своих предков...» А вот дед Афанасьич — фанат СССР: он обожает ругаться перед телевизором и причитать, какую страну развалили.

Наконец, нельзя не отметить прекрасное оформление книги. Иван Привалов написал к каждой главе познавательные и нескучные исторические комментарии, а Светлана Кучер проиллюстрировала историю дружной семьи. Отличный выбор для юных читателей, которые хотят провести время и с пользой, и с удовольствием.

Малика Ферджух. «Четыре сестры»

Пер. с фр. Нины Хотинской. — М.: КомпасГид, 2023

За тысячи километров от суровой Сибири, на берегу Атлантического океана, живёт ещё одна дружная семья. Это пять (вопреки названию) молодых и прекрасных сестёр Верделен. Младшая, девятилетняя Энид, обожает животных и даже подружилась с летучей мышью, которая живёт в стволе старого клёна. Одиннадцатилетняя Гортензия мечтает стать актрисой, но есть одно «но»: она панически боится выступать на публике. У тринадцатилетней Беттины все мысли заняты вечеринками и ухажёрами, а у пятнадцатилетней Женевьевы — стиркой, уборкой… и тайским боксом. В роли главы семьи выступает двадцатитрёхлетняя Шарли. После гибели родителей ей пришлось оставить мечты о карьере и посвятить себя заботам о доме и сёстрах. Было бы здорово, если давний ухажёр, доктор Базиль, сделал ей предложение и стал новым хозяином поместья Виль-Эрде. Но неуклюжий паренёк всё никак не решится на этот ответственный шаг…

Прочитав аннотацию, читатель может подумать, что под обложкой его ждёт нечто вроде психологического триллера, где героини будут ввязываться в одну сомнительную авантюру за другой, а в финале кого-нибудь из сестёр непременно «добьют» социальные, финансовые и психологические трудности. Но ничего подобного: несмотря на пугающую экспозицию, произведение Малики Ферджух оказывается лёгким, нежным, почти сказочным повествованием, где большинство проблем решается по щелчку пальца. «Настоящие» трагедии разворачиваются только в жизни второстепенных героев. И несмотря на то, что в заключительной главе старшие сёстры принимают сомнительные решения, на последней странице так и хочется написать: «Хеппи-энд».

Могла ли эта история произойти на самом деле? Насколько велика вероятность, что в любой стране мира пять девушек, переживших колоссальный стресс и оставшись наедине со своей бедой, не покатятся по наклонной? Всё неблагополучие семьи Верделен выражается в том, что старшая, Шарли, выкуривает три сигареты в день и, кхем, слишком многое позволяет новому постояльцу. И хотя Малика Ферджух мастерски работает с деталями и создаёт удивительно красочную картинку родового гнезда, иногда так и хочется воскликнуть: «Не верю!» Но вот парадокс: именно поэтому читателю отчаянно хочется верить в эту реальность — такую, где даже самые тяжёлые испытания не способны сломить жизнерадостных, стойких, целеустремлённых героинь.

Сесиль Аликс, Барру. «Пещера танцующих зверей»

Пер. с фр. Дарьи Седовой. — СПб.: Поляндрия, 2023

В заключение — совсем короткая, но не лишённая очарования история Сесиль Алекс, проиллюстрированная популярным цифровым художником Барру. На дворе — 36-е тысячелетие до нашей эры. На берегу Змеиной реки (территория современной Франции) живёт-поживает колоритное семейство: Па, Ма, их старший сын Тайм и дочка Флим. Тайму, как единственному наследнику, следовало бы поскорее научиться охотиться. Но парнишка оказывается совершенно к этому не способен. Зато у него есть уникальный талант, о котором и родителям Тайма, и его сестре, и остальным жителям племени только предстоит узнать.

«Па громаднее пещерного медведя, сильнее большого льва с длинными зубами. Па — это катящаяся гора. Па — главный охотник. Тайм хотел бы стать таким же смелым и сильным. Но он похож на тоненький тростник. Когда нужно сразиться с крадущейся пантерой или увернуться от несущегося носорога, он неподвижно стоит, широко раскрыв глаза...»

В реалиях каменного века это не просто конфликт отцов и детей, а непростительный бунт. Хорошо хоть, что у Тайма есть оправдание — отмороженный палец на правой руке. Но вскоре парнишка показывает своё истинное лицо… и оно всем очень нравится. Так что конфликт заканчивается, не успев начаться. На этой радостной ноте Сесиль Аликс оставляет своих героев петь, танцевать и обниматься, а сама пускается в исторический экскурс, что тоже неплохо.