Текст: Мария Агранович/РГ
- Публикуя проекты демо-версий и кодификаторов ЕГЭ-2024, мы познакомили общественность с изменениями в экзамене будущего года. Если раньше Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) не содержал указания на произведения, которые изучаются в основной школе и средней школе, то сейчас они прямо указаны, - отметила Решетникова. - И линейное изучение литературы построено так, что произведения и авторы до середины XIX века изучаются в основной школе, а после - соответственно в старшей школе. Из всего этого вытекает необходимость внести изменения в Государственную итоговую аттестацию из двух процедур - ЕГЭ и ОГЭ. В ОГЭ после 9 класса теперь проверяется то, что изучается в основной школе, в ЕГЭ - то, что входит в программу старшей школы. Ввиду того, что Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Фонвизин - великие писатели, которые творили до середины XIX века, то, соответственно, изучаются они в основной школе, их в полной мере проверяют в ОГЭ. В ЕГЭ мы опираемся на фрагменты произведений, которые изучаются в старшей школе. Предполагается, что у участника ЕГЭ широкий читательский опыт, он изучал в основной школе уже творчество наших классиков. Поэтому в материалах ЕГЭ есть задания № 10 и 11, где можно обращаться к творчеству Фонвизина, Гоголя, Пушкина, Лермонтова.
По словам Решетниковой, в итоговом сочинении можно опираться не только на то, что читалось и изучалось в школе. Тут можно использовать всю читательскую палитру.
- Основные мировоззренческие и литературные взгляды формируются в основной школе, до 9 класса включительно. Поэтому основные произведения и понимания их отличий сформированы именно там, - подчеркнула эксперт. - А кодификатор - это всего лишь пронумерованный перечень требований, перечисленных в стандарте.
Текст: Мария Агранович/РГ
В 2022-2023 году Министерство просвещения обновило федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного и среднего общего образования. Впервые были приняты единые для всей страны Федеральные образовательные программы (ФОП), в том числе по учебному предмету "Литература".
"Федеральная образовательная программа построена таким образом, что в 5-9 классах акцент сделан на изучении классической литературы, написанной до середины XIX века: ребята изучают произведения Пушкина, Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя и других писателей-классиков, - пояснили в Рособрнадзоре. - В 10-11 классах по программе идет литература второй половины XIX - начала XXI веков. Это произведения Островского, Тургенева, Толстого, Салтыкова-Щедрина, а также произведения советской литературы и писателей-современников".
Именно это разделение и отражено в перечнях кодификатора: там названы только авторы и произведения, впервые изучаемые на соответствующем уровне образования, то есть в 10-11 классе. А сама программа по литературе по-прежнему охватывает все значимые эпохи и всех авторов, которые внесли значительный вклад в русскую литературу. То есть кодификатор ЕГЭ четко отражает перечень произведений, которые проходят в 10 и 11 классах впервые.
"Знание литературы первой половины XIX века в полном объеме проверяется на ОГЭ после 9 класса. Кодификатор ОГЭ также построен в четком соответствии с ФГОС и ФОП основного общего образования", - уточнили в Рособрнадзоре.
Кроме того, никаких запретов использовать при ответе на ЕГЭ произведения того же Пушкина, Гоголя и Грибоедова нет. Напротив, есть указание о том, что выполняя ряд заданий, можно "привлекать" произведения, изученные в 5-9 классах. В проекте демоверсии ЕГЭ даже есть примеры двух таких заданий.
Например, задание 10: "Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором картины природы отражают внутренние переживания лирического героя. В чем схожи (или различны) выбранное произведение и приведенное стихотворение Н.А. Заболоцкого?". То есть выпускнику даже необходимо обратиться к своим знаниям и опыту и вспомнить программу основной школы.
Другой пример. В полноформатном сочинении (задание 11) предлагается одна из пяти тем на выбор. Среди них есть и такая: "Страницы истории в отечественной литературе (на примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)". Здесь есть возможность выбора, и любой может выбрать в качестве примера произведение Пушкина.
"Таким образом, более 54 процентов от максимального балла участники ЕГЭ могут получить за выполнение заданий на основе русской классической литературы первой половины XIX века, - отмечают в Рособрнадзоре. - Ценность русской классической литературы первой половины XIX века несомненна. Но не менее важно и полноценное освоение школьниками лучших произведений российской литературы других исторических эпох, позволяющих сформировать правильное понимание современного общества".