САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Взгляд из Ленинских Горок. Часть I

Победительницы конкурса «Доживем до понедельника» Екатерина Кривогорницына, Вита Градская и Ирина Виноградова рассказывают о своем пребывании в литературной резиденции

Вита Градская, Ирина Виноградова и Екатерина Кривогорницына на выступлении в библиотеке / МБУК 'Централизованная библиотечная система'
Вита Градская, Ирина Виноградова и Екатерина Кривогорницына на выступлении в библиотеке / МБУК 'Централизованная библиотечная система'

Текст: ГодЛитературы.РФ

По просьбе посетителей «Года Литературы», которые читали работы участников конкурса рассказов об учителях, учениках и уроках жизни «Доживем до понедельника» и голосовали за них, в последние дни пребывания в резиденции в Горках Ленинских шести победителей, мы хотим рассказать о том, как им там живется и пишется.

Мы подготовили для них небольшую анкету — отвечать можно было как прямо по вопросам, так и в вольной форме. Большинство победительниц предпочли второй вариант, а вот Екатерина Кривогорницына из Якутии остановилась на анкетной форме. С нее-то мы и начнем этот небольшой «дневник резиденций». А в компании с ней покажем Горки также глазами Виты Градской и Ирины Виноградовой.

Екатерина Кривогорницына на церемонии награждения конкурса. Фото: Сергей Михеев/РГ

Екатерина Кривогорницына, г. Якутск, рассказ «Речонка, Бережок, Девчонка, Рубашонка, Рюкзачок».

1. Слышали ли вы про Горки Ленинские до того, как подали заявку на резиденцию?

Слышала, но никак с собой не связывала это место. Знала, что это рядом с Домодедово. Типичное Подмосковье с разным богатым лесом. Место торжественно красивое, но осенью лес печально повествует о слишком ярком лете и долго увядает. Темп увядания для меня, человека с Севера, мучительно медлителен. Наша зима не задерживается. В октябре у нас в Якутии уже строгая черно-белая определенность. Графику, оказывается, предпочитаю другой живописи.

2. Насколько реальность скорректировала ожидания? Было ли здесь что-то для вас неожиданное?

Нет. Кардинально неожиданного нет.

3. «Смуглый отрок бродил по аллеям…» – писала Ахматова про Пушкина и Царское Село. Бродит ли здесь по аллеям «дух Ленина»?

Я бы сказала не Ленина именно. Здесь очень четко ощущается именно тленность бытия вообще, конечность земной жизни. Особенно осенью, я полагаю.

4. Может быть, какие-нибудь другие дýхи?

Общению с духами предпочитаю соборную молитву. Рядом чудесный храм моих любимых святых — первосвятителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, Макария, Филарета, Иннокентия, Иова и Тихона. Среди них наш святитель Иннокентий — просветитель Сибири, Америки и Якутии. Апостол Сибири и нам, крещеным якутам — первый предстоятель перед престолом Божиим. Точно чувствую эту связь и очень рада оказаться здесь именно по этой причине. Под его святым покровительством никакие духи меня не тревожат.

Я очень резко, предельно выраженно, тотально восстаю на всякую ересь в духе битвы экстрасенсов. Люди, которые оперируют в сознательном возрасте понятиями гороскопов, биоэнергетики и прочего бреда, для меня зря получали образование и остаются в некоем зачаточном уровне сознания.

Часто спрашивают и здесь в Горках относительно шаманства. Шаманы суть лекари. В тундре, в тайге откуда было взяться врачам? Врачевство дар Божий. Вот они и лечили. Потом, мне кажется, дело испортила самая обычная человеческая жадность. Страх во все времена, по всей земле щедро оплачивается. Для выживания на Севере, наверное, Бог дал нашим предкам быть чуть-чуть чувствительней к природе, и это очень сильно мистифицируется.

5. Сподвигнут ли они вас лично на что-то «тематическое»?

Нет.

6. Как вообще корректирует пребывание в Горках то, что вы пишете?

Никак.

7. Как бы вы могли описать разницу своей личной литературной работы дома и работы в резиденции?

Рабство быта снято как печать. Работается отлично. Дома ты вовлечен в круг многих земных попечений, у нас с супругом трое разновозрастных детей, забот всегда много, но и радости тоже.

8. Вас в резиденции шесть писателей, из разных уголков страны, стилистически разных и пишущих на разные темы. Общаетесь ли вы между собой по творческим вопросам?

Нет, я не общаюсь. Все-таки начинающий писатель должен научиться слышать свой голос, а уж потом вступать в многоголосицу. Но это только мое ощущение. Другие живут по-другому.

9. Читаете ли тексты друг друга?

Нет, еще чего))))

10. У одной из вас по итогам пребывания в прошлой резиденции появилась совместная с другой резиденткой книга; нет ли сейчас планов и намёток подобного сотрудничества?

Наверное, такое может быть, но не со мной. Я убеждена в том, что писательство — это одиночное плавание.

Вита Градская. Фото: АСПИР

Вита Градская, г. Данилов, рассказ «Не плачьте, Надя, дорогая».

Про Горки Ленинские слышал с детства каждый человек моего возраста. Ну а песню «Ленинские горы» Юрия Милютина на стихи Евгения Долматовского пионеры самозабвенно горланили на уроке пения. О том, что в Горках будут резиденции, я узнала только на сайте, когда подавала заявку на участие в конкурсе. Специально информацию про Горки искать не посчитала нужным, решила ― сюрприз будет). Реальность превзошла ожидания, а прогулки по осенним аллеям эпохальной территории парка вдохновили на написание рассказа «Пынякруг». Связи здесь никакой не предусматривается и предусматриваться не может, но что-то навеяло… что-то навеяло. Возможно, воспоминания о советском детстве.

Могу отметить только творческий подъем, который посетил меня во время пребывания в резиденции. Об этом говорит плодовитость моей работы, которую я написала здесь, на 370 000 знаков, но еще не отшлифованную и требующую огромной корректировки. Будет чем заняться зимой. Слова, идеи, сюжеты изливались на бумагу опережая друг друга.

Свое пребывание здесь я могла бы охарактеризовать так: оставь заботы всяк сюда входящий.

Полное освобождение от бытовых вопросов — это ли не рай для писателя?

Ну, а раз мы творим в Горках Ленинских, то хочу сказать, что меня за каждым углом «преследовал» вдохновляющий шепот вождя: «А ты на чердак и работать, работать и работать». Чему я охотно и следовала.

Вечерами, соответственно, делились написанным с резидентами, обсуждали новые идеи, временами жарко спорили, но все заканчивалось чашкой кофе в нашем гостеприимном кафе.

P.S. Очень благодарна всем новым знакомствам, но особенно Ирине Виноградовой, за ее открытость и искреннее желание помочь начинающему писателю.

Фото: со страницы Ирины Виноградовой

Ирина Виноградова, г. Москва, рассказ «Московская ворона».

Конечно, до резиденции я не только слышала о Горках, но и приезжала сюда. Однако посещения были однодневные. О том, чтобы пожить здесь двадцать один день, даже не думала. Благодаря победе в конкурсе появилась прекрасная возможность три недели не отвлекаться на бытовые проблемы, общаться с коллегами, обсуждать замыслы и, конечно, работать. А работать есть над чем. Кстати, из резиденции я привезу не только готовые рассказы, но и несколько свежих идей, пришедших в том числе и во время прогулок по парку.

Большая удача, что выпал шанс встретить людей со схожими интересами. Почитать их тексты, показать свои, услышать и дать обратную связь. Это важно, ведь в обычной жизни такого очень не хватает. В Горках есть возможность повариться в творческом котле, напитаться приправами литературной кухни, попробовать новое.

…Что-то меня на кулинарную тему потянуло. Наверное, от того, что здесь очень вкусно готовят. Действительно, место это интересное, чем-то похожее на многослойный исторический пирог.

Вятичи и Ленин, Горький и Шехтель, Сальватор и Морозовы… Сплетаются истории, уходят корнями глубоко в землю, стерегут усадьбу.

Да, есть много неуловимо-непонятного, с легким налетом мистики. Конечно, я говорю только о личных ощущениях, другие резиденты со мной могут не согласиться. Вспомнилась мне и легенда о Серебряном призраке. Даже выплеснулась в коротеньком эссе. А вообще я очень рада, что провела три недели в Горках. Спасибо за предоставленную возможность.

Вита Градская и Ирина Виноградова. Фото: Музей-заповедник «Горки Ленинские»