САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Почему не лают собаки в Америке?

Александр Чанцев прочитал модную англоязычную новинку научно-популярной литературы о взаимоотношениях человека, мнящего себя царем природы, со своим «царством», то есть с экосистемой планеты Земля

Картинка, сгенерированная ИИ Microsoft Bing по запросу 'The Earth Transformed'
Картинка, сгенерированная ИИ Microsoft Bing по запросу 'The Earth Transformed'

Текст: Александр Чанцев

Peter Frankopan. The Earth Transformed: An Untold History. London: Bloomsbury Publishing, 2023. 700 с.

Книга, которая побывала на вершинах всевозможных топов и рейтингов, относится на поверку к разным жанрам. Это, безусловно, научпоп, но – с довольно сильным элементом действительно научной литературы, эдакая монография в яркой обёртке. Она об экологии – но в историческом разрезе, то есть историческая литература в не меньшей степени, чем манифест о проблемах окружающей среды.

Дело же в том, что эти самые экологические проблемы британский историк (кстати, любопытная побочная история – британский аристократ, родственник Виндзоров, носит хорватскую дворянскую фамилию, которую по некоторой прихоти взял его отец; русским же читателям она уже знакома по таким уже переведённым книгам, как «Первый крестовый поход. Зов с Востока» и «Шёлковый путь. Дорога тканей, рабов, идей и религий») рассматривает в исторической перспективе. Франкопана интересует, как, в самом широком, да и в самом что ни на есть прикладном смысле, историю человечества формировали его взаимоотношения с природой. С одной стороны, он прослеживает то, как человек использовал природу, как его цивилизационные, экономические нужды влияли на окружающую среду. Что люди добывали, как осваивали новые территории, как спрос на любой товар – в XVIII, скажем, веке стали добавлять сахар в чай и кофе, из-за чего его добыча и перевозки выросли в 400 раз – влиял на международную логистику, экономику, саму географию. С другой, Питер Франкопан прослеживает «ответную политику» Земли – климатические явления и стихийные бедствия.

С таким подходом связаны плюсы и минусы этой книги. Франкопан весьма дотошен, разговор ведет от самой зари человечества до наших дней. И вот тут некоторая сложность. Когда читаешь про землетрясения в Месопотамии, засуху на Цейлоне в каком-нибудь XIV веке или голод в Боливии (тут чаще всего формулы «на территории, ныне известной…» как та или иная страна), то лично у меня даже симулировать интерес к этому не всегда получилось, слишком уж это все далеко, так, что даже абстрактно... Хотя и это действительно здорово. Во-первых, мир не сведен, как очень часто в такой научно-популярной литературе, исключительно к Западу, будто никаких иных цивилизаций и не существовало. Во-вторых, когда Франкопан описывает древние народы, чьи названия уже совсем не на слуху, жившие посреди великих степей в городах, от которых не осталось буквально ни камня, картина выходит величественная, поучительная. Чем-то напоминает работы Льва Гумилева. Или – пейзажи из новейшей франшизы «Дюна».

И уж, чтобы закончить со всей политикой и дежурными вопросами, скажу, что, хотя Франкопан упоминает и крайне неудачный эксперимент советской власти с Аральским морем и прочие «великие стройки», по отношению к Западу он звучит гораздо критичнее. Буквальный геноцид африканцев (несколько килограммов каучука стоили гроши и – человеческую жизнь), индийцев (их вымирание миллионами от голода легко было избежать, но было англичанам выгодно, можно было за бесценок приобрести их земли), серьезные эксперименты США с климатическим оружием (в Лаосе), использование (во время войны во Вьетнаме) и планы с его помощью подавить СССР во время холодной войны… Слава богу, хватило ума осознать, что вмешательство в метеорологические процессы Земли может привести к плохо прогнозируемым и разрушительным процессам в действительно глобальном масштабе.

Сразу тогда и заметим, что наша страна безусловно не обойдена вниманием. От опять же каких-то древних летописных свидетельств до экологических убеждений Толстого, щепок от вишневого сада, кукурузы Хрущева, высказываний Путина и того факта, что повышение температуры даже на 1,5°С поставит под угрозу существование, например, целого города Якутска: тот строили на вечной мерзлоте, если та хотя бы немного подтает, сваи, на которых стоит большинство домов, просто «поплывут»…

Таких свидетельств, фактов и фактиков в книге будет очень и очень много, впору вести где-нибудь экспертную дискуссию с экологами и историками или вечер напролет развлекать честную компанию вполне квалифицированными байками.

Кроме просто ярких и сенсационных свидетельств, эти факты позволяют понять, как видели мир люди, которые, собственно, и сформировали мир уже вокруг нас. Например, картошку сначала побаивались – слишком уж походили клубни на деформированное проказой лицо. А в той же Англии вообще с очень большим скепсисом относились ко всему, что привозилось из Нового Света. Политически, в свете борьбы Америки за независимость от британской короны, это понятно, но все равно смешно. Так, писали англичане, люди в Америке плохи, товары мелкие и даже собаки в Новом Свете перестают лаять.

А другие факты позволяют уже нам взглянуть по-новому на более чем известные вещи, и вот это уже действительно интересно. Например, что стены в древних замках не всегда возводили для обороны от врагов, но и для защиты от потопов и прочих стихийных бедствий. Или что скоростные ограничения в США ввели не только с целью сократить травматизм, но и потому, что во время кризиса именно такой скоростной режим позволял сократить потребление дефицитного топлива.

С необходимости человечеству пересмотреть свое потребительское отношение к природе (с нынешними запросами, людям уже сейчас нужно 1,6 земных шаров, чтобы продолжать в том же духе) книга начинается и заканчивается. И свидетельства экологических проблем воистину ужасны. Гораздо большая часть производимого пластика не перерабатывается, а остается в природе, цементом тоже покрыты гигантские площади. Частички пластика присутствуют везде – от арктических снегов до тканей новорожденных. 40 процентов земной поверхности загрязнено – и с этим мало кто что делает. Так, если в мире в год в расчете на каждого человека производится 68 пластиковых бутылок для воды и газировки, то автор приводит анонимное свидетельство менеджера Coca-Cola, никто от этих бутылок отказываться не собирается, ведь потребитель привык к ним. И еще одно инсайдерское свидетельство, уже от представителя ЦРУ – экологические проблемы уже в совсем недалеком будущем затмят все прочие угрозы. Что ж, недавняя пандемия, странности климата во всех странах, вплоть до потопа в Ливии, говорят в пользу этого.

Однако ж, как всегда, существуют разные мнения. Автор приводит высказывания Трампа или Лиз Трасс, откровенно не верящих в экологическую повестку. И будь это лишь высказывание ангажированных и(ли) не очень дальновидных, скажем помягче, политиков. Нет, такое мнение действительно есть. Дескать, все экологи на зарплате у тех или иных интересантов, Земля, как печень, прекрасно способна перерабатывать яды и регенерироваться…

Кто прав, мы, кажется, узнаем уже довольно скоро. Главное, чтобы это «скоро» не оказалось синонимом «слишком поздно».