Текст: Андрей Мягков
Одним из первых событий ярмарки non/fiction в день ее открытия стала пресс-конференция Всероссийского литературного конкурса для подростков «Класс!». Которая, как и сам конкурс, прошла без лишнего официоза; в таких случаях обычно говорят «с душой», и хотя это порочнейший штамп, но точнее ведь не скажешь.
Объявлять шестой сезон конкурса пришли организатор всего это счастья, журналистка Анастасия Скорондаева, а также члены жюри: очно присутствовали председатель Анна Матвеева, Дмитрий Воденников, Вадим Панов и Ольга Лишина, дистанционно на короткий миг подключилась Яна Вагнер, а Нина Дашевская хоть и не подключилась, но это ничего такого не значит – ну не смог человек. Именно этим писателям и поэтам предстоит оценивать тексты ребят и выбирать лучших. Собрались они на ярмарке не просто чтобы себя показать, но и чтобы в ходе прозрачнейшей жеребьевки определить темы, на которые школьникам предстоит писать свои произведения. «Прозрачнейшей», кстати, в прямом смысле слова: на столе перед писателями водрузили барабан из бесцветного пластика, в который опустили шесть пронумерованных шариков для пинг-понга. Мэтры по очереди вынимали шарик, озвучивали номер – и соотносили его со списком придуманных ими тем.
Итоговый список получился вот такой:
- Если бы не... (Анна Матвеева)
- С первого взгляда (Яна Вагнер)
- Свет в конце коридора (Дмитрий Воденников)
- Что у меня может быть общего с этими людьми? (Нина Дашевская)
- Старая ива (Вадим Панов)
- Лучше ничего не говори (Ольга Лишина)
Еще одну тему по традиции выбрали голосованием в группе конкурса ВК. Из тем, предложенных финалистами прошлого сезона, в итоге выбрали тему «За секунду до счастья», которую предложила Анастасия Килейникова из Воронежа.
«Эта фраза со мной уже лет пять, – рассказала Анастасия. – Просто поймала себя когда-то на мысли, что мы часто фиксируем яркие моменты, это самое счастье, помним его годами и храним в себе. А что было за секунду до? У всего есть своя предыстория, своя тень. Она может быть такой же тёплой и яркой, а может быть холодной и поглощающей свет. Мне кажется, было бы интересно поразмышлять над этим».
Комментировали свои темы и члены жюри. Например, Яна Вагнер, хотя и отметила, что ее тема так и подталкивает написать что-нибудь о любви, ни в коем случае не должна ограничивать участников. «Напишите нам фантастический рассказ или фэнтези, напишите нам ужастик или детектив <…> Напишите нам в конце концов что хотите. Главное, чего точно не нужно писать – сочинение на заданную тему. Отпустите фантазию на волю».
Вадим Панов отметил, что выпавшая ему тема «появилась одной из последних» – и, как ему кажется, она, дает простор для фантазии. А еще выразил надежду, что не все работы «будут связаны с экологией».
«"Лучше ничего не говори" – это не просьба сейчас», – уточнила Скорондаева; когда свою тему вытащила Ольга Лишина. Но Ольга и правда в основном ограничилась коротким: «Хочется о любви почитать». Вместо нее вслух поразмышлял Дмитрий Воденников: «Мне просто кажется, здесь есть тютчевская формула: «невозможность проговорить» <…> Писать о том, что невозможно проговорить – и все-таки проговорить». А в своей собственной теме он в первую очередь отметил наличие нескольких «совершенно не связанных между собой раструбов тем» – иными словами, есть в ней и направление, и свобода для творчества. Дмитрий, к слову, особенно нежно крутил барабан – невозможно было не проникнуться.
В ожидании директора Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры Владимира Григорьева вопрос из зала подал Николай, финалист второго сезона конкурса: он попросил дать наставления участникам. Анна Матвеева на правах председателя обратилась к родителям конкурсантов и горячо просила: «Не надо писать за них, не надо ничего исправлять». Так, в одном из сезонов участница созналась, что мама, несмотря на ее просьбы, настолько переписала ее работу, что члены жюри в итоге фактически читали произведение мамы – а какой тогда смысл. «Это же очень честный конкурс». А Дмитрий Воденников в присущей ему манере выдал очередной афоризм: «Запомните, что не вы пишете текст, а текст пишет вас».
Так незаметно и пролетело время до прихода Григорьева. «Хочется вернуться в свое детство и начать все заново, – тут же признался Владимир Викторович. – Это не получится, но очень бы хотелось, чтобы Воденников почитал тексты мои и внес в них свои правки и замечания <…> Этот конкурс дает шанс отличиться всем. Мы это называем «творческий лифт». По меньшей мере, тексты тех ребят, которых выберет наше жюри, узнает весь русскоязычный мир».
«Могу только посочувствовать организатору Скорондаевой, которая взялась за неподъемное дело», – неожиданно повернул Григорьев, напомнив об одной из главных особенностей шестого сезона: у конкурса теперь есть международный этап, и поучаствовать смогут в том числе школьники из СНГ. – Будем всех ждать в следующем году на «Красной площади». Хотелось бы, чтобы у всех все получилось. Становится страшно от того, какое количество ребят готовы себя посвятить работе с текстом».
Напомним, что Конкурс «Класс!» проводится с 2018 года. Ежегодно в нем принимают участие более 13 тысяч школьников.