Текст: Андрей Мягков
Книжное лето в столице начинается с фестиваля «Красная площадь». Но независимо от того, заглянете ли вы туда за книгами или будете закупаться в других местах и городах — советуем несколько нон-фикшн новинок, которые точно заслуживают внимания.
1. Татьяна Муравьева. «Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек»
М.: МИФ, 2024. — 352 с.
Россию населяет множество народов, и свои мифы сочиняли все — не только славяне. Так что если хотите познакомиться с кем-то кроме Велеса и Перуна, книга историка, художника и сотрудницы Государственного исторического музея Татьяны Муравьевой готова услужить и оформить вам мысленную путевку на Дальний Восток.
А пока думаете, вот вам занимательный факт: дальневосточная мифология является одной из самых архаичных в мире. Ее начали изучать аж в XVIII веке, когда сказания малых народов еще существовали на правах истины. Первые исследователи сполна вкусили северной романтики: спали в ярангах, ели мороженую оленину, слушали шаманские камлания… В принципе, застать всю эту экзотику в некоторых уголках Дальнего Востока можно до сих пор — но даже если решитесь на такое путешествие, книга Муравьевой в любом случае станет отличным теоретическим подспорьем. Ведь из сказаний эскимосов, нанайцев и других народностей автор складывает полноценную мировоззренческую карту этих далеких и суровых земель.
2. Зигфрид Кракауэр. «Теория кино. Реабилитация физической реальности»
Пер. с нем. Д.Ф. Соколова, Ольга Улыбышева — М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. — 504 с.
Впервые на русском языке целиком, без советских купюр, издали классическую монографию Зигфрида Кракауэра — немецкого социолога, публициста и одного из самых влиятельных теоретиков кино. К слову, именно он сформулировал теорию о спиралевидной взаимозависимости коммерческого кино и общественного сознания: это когда кино точно отражает психологию масс со всеми ее неприглядными сторонами и, в свою очередь, влияет на ее формирование.
В «Теории кино», законченной в 1960 году, Кракауэр исследует черно-белые фильмы через призму философии и других занятных дисциплин. Камера для него — прежде всего инструмент, способный запечатлеть физическую реальность, одновременно прибавив нечто значительное к нашему восприятию этой самой реальности. Звучит сложновато — но на самом деле книга написана более чем внятным языком и точно сможет заинтересовать всех, кому интересно, как устроено кино.
3. Александр Лаврентьев. «Перекрестки русского авангарда. Родченко, Степанова и их круг»
М.: АСТ, 2024 – 352 с.
Красочная книга-альбом искусствоведа и дизайнера-графика Александра Лаврентьева прямо-таки ломится от иллюстраций – отличный выбор для летних вечеров. Да еще и темы умиротворяющие – искусство и любовь.
Да-да, любовь. Ведь эта книга – не только о советском авангардном искусстве, полном экспериментов и надежд, и не только о его героях Александре Родченко и Варваре Степановой. Она еще и о том, как супружничали Родченко и Степанова – и как это влияло на их творчество. «Перекрестки авангарда» опираются на десять ключевых моментов из их более чем сорокалетнего союза, на десять важнейших дней, повлиявших на их жизнь и искусство. Но, пара, конечно, существовала не в вакууме – а потому на страницы заглядывают и Владимир Маяковский, и Казимир Малевич, и Сергей Эйзенштейн, и кто только не.
4. Дэн Ариели. «Время заблуждений: Что заставляет рациональных людей верить в иррациональные вещи»
Пер. с англ. — М. : Альпина Паблишер, 2024. — 306 с.
Дэн Ариели, профессор социологии и психологии, посвятивший уже несколько книг человеческой иррациональности, в этот раз направляет просветительский прожектор на феномен заблуждений и вопрошает: как так получается, что порой даже по-настоящему рациональные люди теряют способность критически мыслить и начинают верить в откровенную ложь? Ариели отвечает на этот вопрос, одновременно рассказывая свою личную историю (во время пандемии коронавируса профессор стал фигурантом одной из теорий заговора и обвинялся согражданами во всех смертных грехах) и опираясь на самые что ни на есть научные данные. Анализируя различные факторы, которые толкают нас в так называемую воронку заблуждений — среди них и стресс, и предвзятость, и особые социальные и психологические потребности, и многое другое, — автор позволяет, с одной стороны, заглянуть в голову людей, склонных верить в дезинформацию и всякие небылицы. А с другой — напоминает, что эти «склонные к заблуждениям» люди — каждый из нас.
Словом, важная книга о человеческой природе, которую действительно стоит прочитать, если хотите научиться лучше понимать себя и окружающих. А заодно прокачать навыки критического мышления — Ариели разбросал по страницам множество практических советов по когнитивной гигиене.
5. Антонио Дамасио. «Странный порядок вещей. Жизнь, чувства и рождение культур»
Пер. с англ. Марии Елифёровой. — М.: Corpus, 2024. — 320 с.
Антонио Дамасио — нейробиолог и заметный популяризатор науки — в этот раз решил поведать ни много ни мало о происхождении человеческих чувств. А еще о том, как они стимулируют развитие науки, культуры, медицины и далее по списку.
«Мозг решает далеко не все», — прямо заявляет Дамасио. И рассказывает, скажем, о том, как незатейливое устройство бактерий еще на заре биосферы определило облик человеческой цивилизации и прямо сейчас влияет на наше поведение и чувства. Автор рисует действительно странную картину эволюции нашего вида – впрочем, сам он ничего удивительного в этой странности не видит. Ведь «странно», по его мнению – «это еще слишком мягкое слово для описания реальности».
6. Андрей Журавлев. «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»
М. : Альпина нон-фикшн, 2024. — 436 с.
Палеонтология не стоит на месте. Одно из живых, так сказать, доказательств этого — новая книга доктора биологических наук и популяризатора науки Андрея Журавлева. В которой он рисует перед читателями (не без помощи иллюстратора) 27 крайне причудливых вымерших животных и рассказывает о последних новостях в области палеонтологических находок. От мелких организмов, похожих скорее на червячков, до гигантских ящериц и жутких мегаакул — в этом зверинце найдутся экземпляры на любой вкус. Так что если вас интересует, может ли акула быть зомби, как выглядели змеи с ногами и другие причуды эволюции — милости просим.
7. Агата Демаре. «Обратный эффект санкций. Как санкции меняют мир не в интересах США»
Пер. с англ. Е. Поникарова. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2024. – 320 с.
Санкции — как много в этом звуке для сердца русского в последние годы слилось. Правда, для простых граждан и для политических акторов санкции выглядят совершенно по-разному. И как можно догадаться, суть их отнюдь не сводится к тому, чтобы мы с вами не могли выпить кока-колы.
Агата Демаре, французский специалист по геополитике и международным финансам, много лет проработала в России, подсанкционных странах Ближнего Востока и в аналитических структурах ЕС — и в предмете разбирается будь здоров. Так что если и вы хотите понять, откуда пошла мода на санкции, достигают ли они поставленных целей и как влияют на мировую экономику и политику, эта книга вам определенно пригодится.
8. Питер Зейхан. «Конец мира — это только начало: Экономика после краха глобализации».
Пер. с англ. М. Белоголовского. — М. : Альпина Паблишер, 2024. — 660 с.
Еще одна книга о том, что происходит с миром прямо сейчас и какое будущее нас всех ждет. По мнению ее автора, одного из самых авторитетных специалистов по геополитике, не самое радужное: период «невиданного процветания и спокойствия» машет нам ручкой, главное достижение нового времени — глобализация — трещит по швам, а будущее грозит многим странам экономическим упадком, голодом и войнами. Многим, да не всем.
Разумеется, это все лишь прогнозы — с ними можно соглашаться или нет. Но всесторонний анализ мировой финансовой системы, сельскохозяйственных нюансов, демографических проблем и еще тысячи «мелочей» заслуживает как минимум ознакомления. Случайного читателя вряд ли заинтересует — слишком уж скрупулезно Зейхан анализирует — но заинтересованным точно будет о чем призадуматься.
9. Лев Лосев. «Эзопов язык в русской литературе»
М.: НЛО, 2024. — 256 с.
Большой поэт и один из ведущих литературоведов отечества нашего Лев Лосев ушел из жизни в 2009 году — но до сих пор у него находится неизданное, которое можно благополучно издать. Вот и НЛО — видимо, почувствовав что-то такое в воздухе — решили опубликовать ранее не печатавшуюся диссертацию Лосева, написанную им для получения степени Ph.D. Мичиганского университета, посвященную премудростям эзопова языка. Увы, в силу необходимости русская литература нередко его практиковала и успела выработать целый иносказательный арсенал, позволяющий все-таки сообщить читателю то, что, по мнению разнообразных инстанций, сообщать не рекомендуется.
Разумеется, Лосев тщательно классифицирует «эзоповские» приемы и показывает, как и где они в советской литературе работали: хозяйке, как говорится, на заметку. Демонстрировать помогают Даниил Хармс, Евгений Шварц, Евгений Евтушенко, братья Стругацкие и многие другие заслуженные ныне литераторы.
10. Дэвид Гребер. «Пиратское Просвещение, или Настоящая Либерталия».
Пер. с англ. Антона Вознесенского. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. – 256 с.
Формально книга антрополога Дэвида Гребера — документальный рассказ о пиратских политических экспериментах на Мадагаскаре XVII–XVIII веков и о том, что Просвещение могло зародиться отнюдь не там, где принято думать, а европейский взгляд на развитие общества и культуры — отнюдь не единственный. Фактически же перед нами самый настоящий приключенческий роман.
Современные представления об истории, по словам автора, «не просто глубоко ущербны и европоцентричны, но также неоправданно скучны и утомительны». Настоящая история намного интереснее, и «потому вот вам история о магии, об обманах, морских сражениях, украденных княжнах, восстаниях рабов, облавах, вымышленных королевствах и послах-самозванцах, шпионах, похитителях драгоценностей, отравителях, сатанистах и сексуальной одержимости — обо всём том, что лежит в основе современной свободы». Согласитесь, звучит как предложение, от которого не стоит отказываться.