САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Красная площадь». Главная сцена. День третий

На площади в субботу с утра до вечера была жара: на небе шпарило солнце, а на сцене кипели человеческие чувства

Фото: Виктор Чернышов
Фото: Виктор Чернышов

Текст: Андрей Никоноров

Третий день фестиваля получился самым массовым: москвичи в свой выходной пришли семьями и с друзьями. На площади с утра до вечера была жара: на небе шпарило солнце, а на сцене кипели человеческие чувства.

Чтобы сразу задать планку — начали с конкурса «Живая классика». За звание лучшего чтеца на Главной сцене в этом году боролись десять ребят — пять россиян и пять иностранцев. Они прошли долгий путь — от выступления в классе, школе и районе до победы в региональных финалах, чтобы встретиться на Красной площади и показать, что классика сегодня жива и актуальна как никогда раньше. Сцену они разделили с Виктором Добронравовым, Лизой Арзамасовой и Мариной Москвиной. Счастье победителей, мысли о том, что можно улучшить у тех, кому сегодня не повезло, и гордость за русский язык и русскую литературу.

Другое чувство — это вера. Невозможно идти дальше, если ты не опираешься на что-либо. И военные стихи Сергея Михалкова, человека, который прошёл войну, видел её ужасы, но которого мы знаем скорее по детским книгам или тексту гимнов нашей страны — лучшая иллюстрация веры. Созидание без веры невозможно. Поэтому «Мастерская 12 Никиты Михалкова» показала на Главной сцене отрывки из спектакля-концерта по книге Сергея Михалкова «Военные стихи».

Из веры и созидания порой рождаются и другие чувства — тяга к спокойному будущему, свободе, что в конце концов может привести к бунту — внешнему и внутреннему. Конечно, один из главных бунтарей — романтик Лермонтов, чье 210-летие тоже выпадает на этот год. Программу по его стихам и произведениям других авторов о Михаиле Юрьевиче (Цветаевой, Ахматовой, Андроникова) прочитала постоянная гостья фестиваля Светлана Крючкова. В амфитеатре не хватало даже стоячих мест, люди окружали трибуны, слушая завораживающее чтение Светланы Николаевны.

В честь 100-летия со дня рождения Булата Окуджавы студенты Школы-студии МХАТ под руководством Марии Брусникиной подготовили особенный круг чтения «Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе», где прозвучали произведения Булата Окуджавы. Вместе с молодыми актёрами в вечере приняли участие их наставники — Михаил Пореченков и Константин Хабенский. И на Главной сцене — умиротворение и светлая грусть. Стихи и песни Окуджавы, звучавшие со сцены, напоминали о простых, но таких важных вещах — о любви, верности, надежде и человечности.

Не обошлось и без любви. Игорь Верник, Михаил Пореченков, Ирина Пегова и Наталья Швец в сопровождении оркестра под руководством Юрия Башмета прочитали рассказы авторов, знаковых для Художественного театра: Максима Горького, Михаила Булгакова, Ивана Бунина, Александра Вампилова. Каждый рассказ — «История любви». Проникновенная музыка и искреннее чтение о Первой, Безответной, Счастливой, Святой… У каждой истории — своя музыка, специально написанная композитором Кузьмой Бодровым.

От любви до ненависти, как известно, один шаг. Мы все любим Моцарта, тут разночтений нет, но что сказать о Сальери?!Казалось бы — всё ясно, чья любовь, а чья ненависть в их истории. Живая музыка разных эпох, сцены из процесса по расследованию гибели Моцарта — театр Терезы Дуровой показал на Главной сцене премьеру сезона — спектакль «Моцарт и Сальери. Версия» по одноимённой "маленькой трагедии" Пушкина. Это попытка реабилитировать Сальери, попытка разобраться в настоящих чувствах героев с элементами детектива с судебным разбирательством и пушкинской высокой трагедии.

Высшая нота — поставить под сомнение ненависть, убить ее, вернуть сострадание и любовь. Хорошо, что любовь организаторов Главной сцены к зрителям никуда не нужно возвращать — она всегда есть, а потому на заключительный день фестиваля организаторы подготовили для зрителей особую программу. Последний день — он лучший самый!