Текст: Екатерина Пряхина/РГ
…Война выпала на их молодые годы, в большинстве своем они прошли ее в младших офицерских чинах. Вот и получилось, что в этом году сразу у нескольких из их плеяды - столетний юбилей. В чем феномен лейтенантской прозы - чуждой пафоса, правдивой, выбиравшей зачастую скромные формы небольших повестей? Об этом "Союз" беседует с российским писателем, главным редактором "Роман-газеты" Юрием Козловым.
Что это за явление - лейтенантская проза? Почему ее герои оказались близки поколениям, войны не видевшим?
Юрий Козлов: В СССР лейтенантская проза заявила о себе в годы хрущевской оттепели, когда были опубликованы произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева, Василя Быкова, Бориса Васильева, Григория Бакланова, Виктора Курочкина, Константина Воробьева. Этим писателям удалось вплавить вечную тему взросления и юношеских переживаний героев в жестокие будни войны, взвесить их на весах жизни и смерти, показать, что и на войне есть место светлым мечтам о любви, правде, смысле жизни и справедливости. Молодые офицеры, солдаты, партизаны, девушки-зенитчицы стали едва ли не самыми чистыми и искренними, не деформированными идеологией и прочими издержками соцреализма героями в русской советской прозе. Их родила жестокая, но своя (ее не выбирают) мать-война. Да, в них была ненависть к врагу, но не было внутреннего ожесточения, превращающего человека в зверя.
Это явление исключительно нашей литературы? Или есть у него родные братья в мировой прозе?
Юрий Козлов: Эта проза была литературным гимном первому постреволюционному поколению, ушедшему на фронт со школьной скамьи. Но это еще и явление мировой литературы. Можно вспомнить такие произведения двадцатых годов, как "На Западном фронте без перемен" Ремарка, "Смерть героя" Олдингтона, "Прощай, оружие!" Хемингуэя, "Огонь" Барбюса. Авторов и героев этих книг Гертруда Стайн назвала "потерянным поколением". В прозе советских фронтовиков-победителей тоже звучит мелодия "потерянности", несогласия с реалиями сталинского времени. Это одновременно героическая, горькая и честная литература.
"Роман-газета" еще в годы становления лейтенантской прозы предоставляла свои страницы представителям нового направления...
Юрий Козлов: Да, "Роман-газета" знакомила читателей практически со всеми классиками лейтенантской прозы: Василем Быковым, Владимиром Богомоловым, Юрием Бондаревым, Виктором Астафьевым, Григорием Баклановым, Константином Воробьевым. Но мы представляли читателям и менее известных авторов: Федора Сухова (роман "Ивница"), Николая Самохина ("Сходить на войну"), Зою Прокопьеву ("Своим чередом"). Это тоже прекрасная проза о войне. В разные годы в "Роман-газете" публиковались многие белорусские писатели, затрагивающие в своих произведениях тему войны: Иван Шамякин, Петрусь Бровка, Иван Мележ. Периодически мы выпускаем сборники современных белорусских авторов. Так, в этом году выходила прекрасная повесть о военном времени в оккупированном белорусском селе современного белорусского писателя Алеся Бадака "Нелюдимый". Презентации этого номера состоялись в АСПИР и на Минской книжной ярмарке.
Вклад Беларуси в Победу в Великой Отечественной войне огромен. А как оцениваете ее вклад в литературу о Второй мировой?
Юрий Козлов: Лидером лейтенантской прозы по праву считается Василь Быков. В лучших своих произведениях - "Третья ракета", "Альпийская баллада", "Мертвым не больно", "Сотников", "Пойти и не вернуться" - он показал, как близость смерти меняет внутренний мир человека, как с него сходит все наносное и проявляется его истинная суть. Василь Быков писал на белорусском языке, а потом сам себя переводил на русский. С русского языка его романы и повести переводили и издавали во многих странах мира. Он психологически точно определял "точку", с которой начиналось необратимое изменение личности. Писатель понимал войну как некое чистилище, пройдя через которое человек становится героем, как Сотников, или предателем, как его товарищ по партизанскому отряду Рыбак.
А почему Ассоциация союзов писателей и издателей России выбрала именно 2024-й Годом лейтенантской прозы?
Юрий Козлов: В нынешнем году мы действительно отмечаем вековой юбилей со дня рождения многих писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева, Виктора Астафьева, Василя Быкова, Бориса Васильева. С одной стороны, внимание к их произведениям - дань памяти. С другой - сегодняшние события заставляют проводить определенные параллели. Наши молодые писатели, к примеру, авторы "Роман-газеты" Дмитрий Филиппов, Станислав Смагин, участвуют в боевых действиях, обжигаются фронтовым опытом, дай Бог им вернуться домой целыми и невредимыми. Советская лейтенантская проза - высокая литературная планка. К слову, к лейтенантской прозе можно отнести и "Севастопольские рассказы" Льва Толстого.
Насколько этот пласт литературы влияет на современную литературную жизнь?
Юрий Козлов: Сегодня дискуссии о военной литературе ведутся практически на всех площадках, переиздаются книги писателей-фронтовиков, публикуются литературоведческие статьи. На книжной выставке в Минске мы с главным редактором "Литературной газеты" Максимом Замшевым рассказывали о лейтенантской прозе курсантам военных училищ Беларуси. На июньском книжном фестивале "Красная площадь" АСПИР организовал обсуждение творчества писателей-фронтовиков. О прозе Василя Быкова рассказывал хорошо знавший его писатель Алесь Кожедуб. Вместе с писателями Сергеем Михеенковым, Владимиром Березиным, Ефимом Бершиным мы обсуждали с читателями произведения Владимира Богомолова. Эта литература никуда не ушла, она всегда будет с нами.
Накануне восьмидесятилетия Победы есть ли в портфеле "Роман-газеты" произведения, связанные с Великой Отечественной?
Юрий Козлов: Эта тема присутствует в произведениях многих современных российских писателей: Александра Проханова, Владимира Личутина, Юрия Полякова, Бориса Евсеева, Александра Куприянова, Анатолия Салуцкого. У кого - в виде семейных преданий, воспоминаний, у кого - в стремлении соотнести образ Великой Победы с реалиями сегодняшнего дня. "Роман-газета" по праву считается народным журналом. Пока наш народ помнит о войне, мы будем публиковать такие произведения.