Текст: Ирина Решетникова, главный специалист РГАЛИ
Юрий Павлович Анненков – русский и французский живописец и график, художник театра и кино, писатель, театральный критик, поэт, автор мемуаров, заметная фигура русского авангарда, − родился в семье, богатой не столько искусствоведческими традициями, сколько революционными. (Хотя авангард в начале ХХ века стал тоже своего рода революцией в искусстве.)
Его отец – Павел Семенович Анненков, член партии «Народная воля», был осужден по делу 1 марта 1881 года и сослан в Сибирь, затем переведен на поселение в Петропавловский Порт. В 1893 году семья перебралась в Самару, а в следующем году – в Петербург.
Юрий, не доучившись в 12-й Петербургской казённой гимназии и будучи исключен из 6-го класса за политические карикатуры для нелегального гимназического журнала, перешел в итоге в частную гимназию С.А. Столбцова. Вместе с учебой в гимназии он посещал Училище технического рисования барона Штиглица и мастерскую Шульца.
В 1908 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, одновременно занимаясь в мастерской художника С.М. Зейденберга. Там он познакомился с Марком Шагалом, что и определило фактически будущий путь начинающего юриста. Летом 1909 года молодые люди вместе ездили на этюды в Боровичи. В 1909 году Юрий, провалив экзамен в Академию художеств, поступил в мастерскую Я.Ф. Ционглинского. Позже, в 1911 году, по его совету поехал в Париж для продолжения художественного образования. Там Анненков брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах Ю.П. Анненкова тех лет стало заметно влияние кубизма и футуризма. Лето 1912 года он провёл в Бретани, где много рисовал. Исполнил для учёных-биологов зарисовки морских рыб и растений. Часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне.
В 1913 году Юрий Анненков дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург. Здесь начинающий художник оформил спектакль «Homo sapiens» H.H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы. В театре им. В.Ф. Комиссаржевской оформил пять спектаклей: «Гимн Рождеству», «Скверный анекдот», «Ночные пляски», «Лулу» и «Красные капли».
В послереволюционные годы Юрий Павлович с успехом участвовал в формировании стилистики и нового художественного языка массовых зрелищ: в 1920 году вместе с М.В. Добужинским и В.А. Щуко оформил мистерию «Гимн освобождённому труду» − на стихи Иосифа Гришашвили, на площади перед Фондовой биржей в Петрограде; в 1921 году поставил и оформил массовое театрализованное зрелище «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади. В 1921–1924 годах Анненков написал декорации к спектаклям «Самое главное» и «В кулисах души» Н.Н. Евреинова, «Бунт машин» для БДТ и др. В спектакле «Скверный анекдот» для Эрмитажного театра выступал не только как декоратор, но и как режиссёр.
С молодых лет Ю.П. Анненков проявил себя как незаурядный портретист. Им создана целая галерея портретов писателей, художников, композиторов театральных и политических деятелей. Среди них Н.Ф. Балиев, А.Н. Бенуа, А.А. Блок, Э. Верхарн, Н.Н. Евреинов, С.А. Есенин, Е.И. Замятин, А.Ф. Керенский, Ж. Кокто, Л.Б. Красин, М.А. Кузмин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, В.В. Маяковский, В.Э. Мейерхольд, Б.Л. Пастернак, С.С. Прокофьев, М. Равель, Г.Е. Распутин, А.Н. Толстой, Г. Уэллс, В. Хлебников, К.И. Чуковский, В.Б. Шкловский, С.М. Эйзенштейн, И.Г. Эренбург и многие другие. В 1922 году в издательстве «Петрополис» вышла книга «Портреты», основу которой составили созданные им портреты. Всего их в книге 80.
Анненков был мастером книжной иллюстрации. С 1913 года он сотрудничал с журналами «Сатирикон», «Театр и искусство», «Отечество», «Красный милиционер». В 1918 году первое издание поэмы А.А. Блока «Двенадцать» вышло с его иллюстрациями. И сейчас трудно представить это произведение в другом оформлении. В 1919 году иллюстрировал сборник собственных стихов. В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н. Венгрова и «Искусственная жизнь» А.Э. Беленсона. В 1923 году проиллюстрировал «Мойдодыр» К.И. Чуковского (книга с его иллюстрациями выдержала более 30 переизданий). В 1969–1970 годах, уже в эмиграции, Ю.П. Анненков оформлял книги А.И. Солженицына и М.А. Булгакова в издательстве YMCA-Press.
В 1924 году для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е.Б. Гальпериной – балериной и актрисой театра Н.Ф. Балиева «Летучая мышь» – и больше в СССР не возвращался. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. В этом городе, ставшем для художника родным, он продолжил работать в театре и кинематографе. Для театральных постановок в 1931 году Юрий Павлович делал декорации и костюмы к спектаклю «Пиковая дама» в театре «Летучая мышь», в 1942 году – к опере «Пиковая дама». А всего в итоге он оформил более 60 постановок для французских театров.
После 1934 года Анненков начал работать в кинематографе – как художник-оформитель и декоратор. Так, он создал декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам, среди которых «Майерлинг» (реж. Анатоль Литвак), «Тарас Бульба» (реж. Алексей Грановский, оба — 1936), «Вечное возвращение» (реж. Жан Деланнуа, 1943) и другие. В 1955 году он был номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953). В 1945—1955 годах являлся президентом «Синдиката техников французской кинематографии».
В 1919—1921 годах Анненков опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете «Жизнь искусства». В эмиграции публиковал художественную прозу под псевдонимом Борис Темирязев. Самыми выдающимися его литературными произведениями являются автобиографические произведения, в частности, «Дневник моих встреч. Цикл трагедий».
Живописные и графические работы Ю.П. Анненкова хранятся в музеях, картинных галереях и частных собраниях в России, Германии, Италии, США, Франции.
* * *
В РГАЛИ есть фонд 2618 – «Анненков Юрий Павлович (псевд. Борис Темирязев; 1889−1974) − художник, писатель», документы которого были переданы в архив в 1966 и 1972 годах первой женой Юрия Павловича − Е.Б. Анненковой и ее сестрой О.Б. Гальпериной.
Из них сформировано две описи, куда вошло 148 единиц хранения за 1882–1976 годы. Это небольшая часть архива художника, относящаяся к ранним годам его жизни и творчества. В фонде около 70 подлинных рисунков Ю.П. Анненкова: несколько разрозненных эскизов декораций к спектаклям «Черная пантера», «Скверный анекдот» и др.; ряд иллюстраций и эскизов обложек, несколько набросков шаржей. Наибольшую ценность представляют неопубликованные иллюстрации к роману Э. Синклера «Американская кровь». Дополнением к творческим материалам являются литографии и репродукции его рисунков, вырезки из журнала «Сатирикон». Рукописи Ю.П. Анненкова представлены несколькими тетрадями стихотворений, школьными сочинениями, статьями, выступлениями, лекциями по вопросам театра, искусства.
Среди эпистолярных материалов Ю.П. Анненкова интересны письма родителям и жене за 1912–1914 годы, переписка с Н.Н. Евреиновым, Е.И. Замятиным, Ф.Ф. Комиссаржевским, В.Э. Мейерхольдом, письма Д.Д. Бурлюка, А.М. Эфроса.
Представлено в фонде некоторое количество материалов к биографии Ю.П. Анненкова. «Среди изобразительных материалов – фотографии Ю.П. Анненкова, его жены – балерины Е.Б. Гальпериной в жизни и в ролях из спектаклей в «Приюте комедиантов» и в «Балаганчике», редкие фотографии театральной студии Ф.Ф. Комиссаржевского, кабаре «Летучая мышь», фотографии И.Е. Репина.
Помимо этого, документы Ю.П. Анненкова встречаются еще в двадцати фондах РГАЛИ.
- Иллюстрации
- 1.Фотография Ю.П. Анненкова. 1912 г. РГАЛИ. Ф. 2618. Оп. 1
- 2.Иллюстрация Ю.П. Анненкова к книге Н.Н. Евреинова «Театр для себя». 1916 г. РГАЛИ. Ф. 2618. Оп. 1 Б., тушь
- 3.Иллюстрация Ю.П. Анненкова к книге Н.Н. Евреинова «Театр для себя». 1916 г. РГАЛИ. Ф. 2618. Оп. 1 Б., тушь
- 4.Рисунок Ю.П. Анненкова «Мужчина, сидящий на диване». [1910-е гг.] РГАЛИ. Ф. 2618. Оп. 1. Б., тушь, цветной карандаш, белила
- 5.Шарж Ю.П. Анненкова на Ф.Ф. Комиссаржевского. [1910-е гг.] РГАЛИ. Ф. 2618. Оп. 1. Б., графитный карандаш
- 6.Эскиз обложки кисти Ю.П. Анненкова для издательства Петрогубполитпросвета.1918 г. Бум., тушь, белила, коллаж
- 7.Эскиз декорации Ю.П. Анненкова. [1918-1922 гг.] РГАЛИ. Ф. 2618. Оп. 1. Б, тушь. Акварель, графитный карандаш
- 8.Стихотворение Ю.П. Анненкова «Разливается шире волна…». 20 декабря 1905 г. РГАЛИ. Ф. 2618. Оп. 1. Автограф.