САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Юн Фоссе на российской сцене: к 65-летию со дня рождения нобелевского лауреата

«Если у моей драматургии есть цель, то она состоит в том, чтобы писать тексты, в которых столько энергии, что они могут вызвать ангела и заставить его пройти по сцене»

29 сентября родился Юн Фоссе – норвежский писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии 2023 года «за его новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое» / ru.wikipedia.org
29 сентября родился Юн Фоссе – норвежский писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии 2023 года «за его новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое» / ru.wikipedia.org

Текст: Елена Дорофеева

29 сентября родился Юн Фоссе – норвежский писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии 2023 года «за его новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое».

Романы, пьесы, эссе и книги Фоссе для детей переведены более чем на пятьдесят языков. Писатель неоднократно становился лауреатом многочисленных европейских литературных и театральных премий, в том числе престижной премии Северного Совета и театрального аналога Нобелевской премии — Международной премии Ибсена. В июне 2024 года был удостоен высшей награды своей страны – большого креста Королевского ордена Святого Олафа. Только два писателя получали ранее этот знак отличия: Хенрик Ибсен и Сигрид Унсет.

В последние годы Юн Фоссе стал одним из самых востребованных современных драматургов. Спектакли по его пьесам показывают в Германии, Франции, США и Японии. Их ставили такие выдающиеся режиссеры, как Томас Остермайер, Клод Режи, Фальк Рихтер, Эйрик Стюбё, Роберт Уилсон, Йоэл Лехтонен, Юрий Бутусов. Причем подавляющее большинство постановок были задуманы и воплощены в жизнь до получения автором Нобелевской премии.

Имя Юна Фоссе было малоизвестно российским читателям, но спектакли по его пьесам уже ставились в театрах Москвы, Петербурга, Воронежа, Казани.

В 2018 году в Москве и Петербурге проходил театральный фестиваль Юна Фоссе, к проведению которого подгадали и выход первого сборника пьес автора на русском языке. Двенадцать избранных пьес (в переводе Е. Рачинской, В. Дьяконовой и А. Рыбиковой) вышли под общим названием «Когда ангел проходит по сцене», и по признанию автора, этот сборник стал самым большим переводным собранием его драматических произведений.

«Я не ставил перед собой цели стать драматургом, я просто стал им»

Юн Фоссе пришел в драматургию практически случайно. Получив литературоведческое образование, как это часто случается, он едва сводил концы с концами. Занимался журналистикой, начал преподавать писательское мастерство (его самый известный ученик — Карл Уве Кнаусгор).

Вскоре после выхода первых романов Фоссе получил заказ на написание начала пьесы и ее синопсиса. Но, взявшись за работу, он не смог остановиться и дописал пьесу до конца. «Кто-то вот-вот придет», чем-то напоминающая знаменитую пьесу Самуэля Беккета «В ожидании Годо», вышла в свет в 1992 году и произвела фурор. В ней уже было многое из того, чем позднее прославился Фоссе-драматург: простые короткие диалоги, условные персонажи (Он, Она и Мужчина), частые повторения. Все это создавало, казалось бы, ни на чем не основанное ощущение тревожности, предчувствие чего-то страшного, показывало неумение человека жить этой минутой и этой жизнью.

После успеха первой пьесы, которую поставили несколько театров в Норвегии, а затем и театры других стран, Юн Фоссе продолжил писать в этом жанре, и создал более сорока произведений. «В течение двадцати-тридцати лет я писал в основном только для театра. Я чувствовал себя в состоянии некоего драматического опьянения, если не сказать запоя, и я решил, что раз так пошло, то путь и идёт, пока идёт», - вспоминал писатель.

Фоссе-драматург повествует о простых людях, их отношениях друг с другом, о любви и ревности, об одиночестве и попытках найти общий язык, услышать другого человека.

В произведениях Фоссе заложено странное противоречие между ограниченностью внешнего мира и необъятностью внутреннего.

Драма разворачивается в четырех стенах, внутри небольшого пространства комнаты, из которой человек не может вырваться. Частые повторения подчеркивают ощущение бессилия, безволия человека, запертого внутри собственных слабостей и страхов. Часто героями произведений Фоссе становятся творческие люди – художники, музыканты. Роль искусства, творчества в жизни человека – одна из важных тем, волнующих писателя. Он часто сравнивает свои тексты с музыкой, говоря о том, что его пьесы «устроены как мелодии, которые можно играть в стиле джаз, в стиле рок и еще в тысяче музыкальных жанров», но при этом важно сохранить основной мотив.

«Фоссе — модернист, и искомую магическую энергию он добывает из ритуальности, повторов, сакральности и лапидарности. Иногда кажется, что он пишет диалог, а потом отсекает от него все ненужное. Герои произносят не простые, а простейшие слова: «да», «вот», «нет». Никакой экзальтации, никаких эпитетов, ритм, повторы, и это сбивание сливок одними и теми же движениями превращает текст в масло, в новую плотную субстанцию», - отмечала редактор переводов многих текстов Фоссе на русский язык Ольга Дробот.

«Однажды летним днем». Татарский государственный Академический театр имени Г. Камала (режиссер Фарид Бикчантаев, 2013)

Одна из первых постановок пьес Фоссе в России была на татарском языке (перевод Р. Губаева). В 2013 году в Казани состоялась премьера спектакля «Однажды летним днем». Татарский режиссер Фарид Бикчантаев решился поставить пьесу, в которой практически нет сюжета, лишь диалоги персонажей, паузы и полунамеки.

Сцена из спектакля "Однажды летним днем"/ Татарский государственный Академический театр имени Г. Камала (режиссер Фарид Бикчантаев, 2013) Фото: kamalteatr.ru

Женщина, муж которой много лет назад ушел в море и не вернулся, пытается во всех подробностях воспроизвести тот далекий день, вновь и вновь силясь понять суть и причины происшедшего.

Йон Фоссе прибыл в Будапешт на фестиваль им. Мадача, по его собственным словам, специально для просмотра спектакля по своей пьесе «Однажды летним днем». Фото: tatar-congress.org

Собственно говоря, действия в пьесе нет – есть странные разговоры с повторами, перепевами, казалось бы, малозначащих фраз. Подлинная драма – трагической разъединенности и одиночества – передается при помощи ритмизованной речи, зависающих вопросов, пауз и взглядов. Спектакль идет на татарском языке с синхронным переводом на русский и английский языки.

Спектакль «Однажды летним днем» был номинирован на премию «Золотая маска», ездил на театральные фестивали в Шанхай и Будапешт. В венгерской столице камаловцам удалось показать свою работу самому автору пьесы, а также подарить норвежскому драматургу традиционную татарскую тюбетейку. Это произошло в 2014 году на Международном театральном фестивале имени И. Мадача в Будапеште. Фоссе назвал эту постановку «конгениальной, в высшей степени красивой и глубоко трогательной».

«Сон об осени». Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург (режиссер Юрий Бутусов, 2016)

Под музыку Дэвида Линча, Олафура Арнальдса, Арво Пярта Юрий Бутусов разыгрывает сюжет о Мужчине и Женщине, всю жизнь любивших друг друга, но не сумевших быть вместе. У них нет имен, есть лишь прошлое, настоящее и будущее. Где-то между «тогда» и «теперь» они и произносят реплики, посвящая зрителя в довольно простой сюжет. Она – по-прежнему одна, а у Него за спиной шлейф из жены, детей, родителей. Замкнутый круг, по которому мы все бесконечно бежим в поисках счастья и смысла жизни.

В центре проблематики пьес Юна Фоссе всегда стоит Человек, с его болью, его насущными проблемами, вечным ожиданием какого-то чуда. Автор берет простую типичную ситуацию и доводит ее до крайности: будь то смерть близкого человека, развод, распад семьи или рождение ребенка.

«Фоссе вскрывает человека, как хирургический скальпель смертельную болезнь. Он чудовищен, этот Фоссе, в своем понимании сущности человека и человечества», - писал Юрий Бутусов.

Сцена из спектакля "Сон об осени" /Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург (режиссер Юрий Бутусов, 2016). Фото: afisha.ru

«Сюзанна». Школа драматического искусства (режиссер Александр Огарев, 2017)

В основе сюжета этой пьесы - поразительный факт истории. Сюзанна, жена знаменитого писателя Хенрика Ибсена, после его смерти не выходила из дома восемь лет, пока не умерла. В пьесе Фоссе Сюзанна разговаривает с мужем, как с живым. Ее монологи воскрешают Ибсена и представляют, с одной стороны, фигуру космического масштаба, а с другой – человека неуверенного, вечно недовольного собой, своим творчеством, прожитой жизнью.

В постановке Александра Огарёва главную героиню, Сюзанну, играют сразу три актрисы: Сюзанна молодая, Сюзанна средних лет и Сюзанна в возрасте (в роли последней — лауреат «Золотой маски» Евгения Симонова). Ибсена на сцене нет, однако все мысли и слова героини обращены к мужу, с которым она давно слилась в некое единое трагическое целое. Три возраста героини, сыгранные тремя актрисами, встречаются в причудливом пространстве воображения или памяти Сюзанны. Перед зрителем разворачивается вся ее жизнь: знакомство юной девушки с пока еще начинающим писателем, замужество, их совместная жизнь и, наконец, гнетущее одиночество, нарушаемое всполохами воспоминаний и… ожиданием его прихода.

Сцена из спектакля "Сюзанна". В главной роли - Евгения Симонова/ Школа драматического искусства (режиссер Александр Огарев, 2017). Фото: afisha.ru

Сюзанна, страдавшая от измен Ибсена, проклинавшая его тяжелый характер, обязана ему всем, и прежде всего, - ощущением свободы и счастья, которые он подарил ей. Не случайно героиня настойчиво повторяет «Ибсен – это я». Она полностью слилась с ним, присвоила себе его всего, целиком и без остатка.

Сцена из спектакля "Сюзанна"/ Школа драматического искусства (режиссер Александр Огарев, 2017). Фото: afisha.ru

«Имя». Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной (ЦДА) (реж. Йоэл Лехтонен, 2017)

Камерный спектакль Йоэла Лехтонена с участием артистов театра-лаборатории «Да» органично соединил в себе чеховскую тоску с абсурдизмом и утопией современного западного театра.

По сюжету девятнадцатилетняя беременная Беата приезжает к родителям со своим молодым человеком, отцом будущего ребенка. Она ждет поддержки и соучастия от близких, но натыкается на холодную стену отчуждения. Семья говорит о чем угодно, но только не о будущем дочери. Эти люди как будто разучились любить и чувствовать. В этой семье все отношения давно умерли, остались лишь ежедневные ритуалы. Редкие диалоги обращены в пустоту — они просто не слышат друг друга.

«В пьесах Фоссе нет шумных кровавых драм, к которым зритель привык в театре от античности до Шекспира. В них царит жуткая тишина. И в этой тишине одинокий человеческий голос молит о спасении. Человек сломлен и не может найти путь к другому человеку. Он не способен. Человек нашего времени научился массово уничтожать себе подобных, создал высокие технологии, искусственный интеллект, но не научился быть человеком. На мой взгляд, пьесы Фоссе как раз об этом. О неумении человека стать человеком», - писал Йоэл Лехтонен.

Сцена из спектакля «Имя». Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной (ЦДА) (реж. Йоэл Лехтонен, 2017)

«Ребенок». Воронежский камерный театр (реж. Антон Федоров, 2021)

«Ребенок» - наверное, самый успешный спектакль по пьесе Фоссе на российской сцене – эта постановка стала лауреатом премии «Золотая маска»-2023 в номинации «Драма. Лучший спектакль. Малая форма».

В центре истории – тридцатилетние Агнес и Фредерик. Впервые они встречают друг друга поздним дождливым вечером на автобусной остановке. У него за плечами разгульная юность, у нее – запутанная личная жизнь. Они растеряны и напуганы, но стремятся найти что-то новое, и это знакомство кажется им возможностью построить другую жизнь.

Сцена из спектакля «Ребенок». Воронежский камерный театр (реж. Антон Федоров, 2021). Фото: пресс-служба воронежского Камерного театра

«Ребенка» можно назвать одним из самых оснащенных спектаклей театра в техническом плане. Над ним работала уникальная творческая команда: сценографию придумал сам режиссер Антон Федоров, музыку написал московский композитор Григорий Калинин, световую картину создал питерский художник по свету Игорь Фомин, а за мультимедийное оформление отвечал воронежский видеохудожник Алексей Бычков.

Спектакль «Ребенок» – современное исследование поэтики быта. Вместе с артистами зритель погружается в проживание, казалось бы, простой и знакомой истории, но попадает в пространство множества вопросов, которые когда-либо задавал себе каждый. Текст пьесы не является для режиссера «буквальной» основой – скорее, опираясь на темы и вопросы, затронутые драматургом, Антон Федоров раскладывает на составляющие элементы повседневную жизнь.

Сцена из спектакля «Ребенок». Воронежский камерный театр (реж. Антон Федоров, 2021). Фото: пресс-служба воронежского Камерного театра

«Фоссе – автор, который дает тебе свободу, свободу для поиска и для разговора. Про его пьесу «Ребенок» нельзя сказать: «Она про это или про то». Это такой коллаж из эмоций, переживаний, непониманий, иронии, юмора – объемный срез жизни», – объяснил выбор пьесы режиссер.

«Телемах». Театр Среда21 (режиссер: Мурат Абулкатинов, 2022)

Действие пьесы и спектакля происходит в двух измерениях – греческого мифа (Пенелопа и Телемах ждут Одиссея) и бытовой истории про сына без отца и жены без мужа. Короткий, намеренно скупой текст Юна Фоссе оказался безупречным основанием для камерной театральной фантазии. Повторяющиеся и скудные рассуждения немногочисленных героев (Певца, Телемаха, жениха Пенелопы), мучительное бездействие и музыка.

Минимум действий, минимум декораций, почти черно-белая «картинка», закольцованный в повторяющуюся спираль текст Юна Фоссе создают странную атмосферу, ощущение пронзительности и сопричастности. Нет ничего томительнее бесконечного опустошающего ожидания, зависшей неопределенности, когда время будто остановилось. Важнейшим элементом происходящего становится «молчаливая речь», именно так сам Фоссе определяет паузы и тишину на сцене.

Благодаря пьесе «Телемах» можно посмотреть на классический миф об Одиссее сквозь призму современной реальности - смешной, трагической и парадоксальной.

Сцена из спектакля «Телемах». Театр Среда21 (режиссер: Мурат Абулкатинов, 2022). Фото: sreda21.ru

«Без сна». МТЮЗ (реж. Сергей Тонышев, 2023)

Самая последняя театральная постановка была сделана не по пьесе Юна Фоссе, а по мотивам его романа «Трилогия», написанного в 2015 году (русский перевод Нины Федоровой, 2021) и получившего почетную Премию северного совета. В основе сюжета пьесы – первая часть «Трилогии» – «Без сна».

Действие происходит столетие назад. Молодые влюбленные, Асле и Алида, вынуждены покинуть свою деревню, они скитаются по темным, продуваемым всеми ветрами улицам Бьёргвина в поисках крова и очага. Они совсем молоды, ей скоро рожать, но нигде не рады невенчанным влюбленным. Они так устали и так замерзли, но нигде им нет приюта. Судьба ведет их опасными тропками. То ли наяву, то ли во сне совершаются необъяснимые жестокие преступления, которые навсегда изменят их жизнь.

«В аннотации к роману есть такие слова: “…притча о любви, преступлении, музыке и смерти”, я думаю, это очень точное описание. В спектакле всё это есть. Мы расскажем историю любви, которая проходит через невероятные испытания, передается от одного поколения к другому, и, несмотря ни на что, продолжает жить», - отмечал Сергей Тонышев.

Драматургия Фоссе мрачная, экзистенциальная и экспериментальная. Среди главных тем, волнующих писателя, — рождение и смерть, вера и любовь, а его типичные герои — это люди, оказавшиеся на краю жизни, размышляющие об одиночестве, искусстве и смысле жизни.

«Мои книги читают не ради сюжетов, — рассказал Юн Фоссе специально для предисловия к русскому изданию антологии его пьес 2018 года. — Но это не потому, что я хочу быть сложным писателем. Я всегда пытаюсь писать так просто и, надеюсь, так глубоко, как только могу. Меня интересуют тайны жизни, но я не ищу простых ответов. Загадка — вот что я хочу воспеть».