Текст: Ольга Лапенкова
Итоговое сочинение — не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка. С одной стороны, назвать это мероприятие серьёзным испытанием можно лишь с натяжкой. Сложной системы оценивания здесь нет, критерии просты и понятны, задание — на уровне класса пятого, а зачёт, по статистике, получает более чем девяносто учеников из ста. С другой стороны, всё это не значит, что можно выйти на улицу, изловить случайного прохожего и усадить его за стол — и он получит зачёт. Какая-никакая подготовка здесь требуется, особенно в свете того, что через полгода одиннадцатиклассникам придётся писать ЕГЭ по русскому.
(Даже если выпускник в процессе обучения раздумал поступать в вуз и отказался от сдачи дополнительных экзаменов, заслужить проходной балл по русскому языку и базовой математике таки придётся. А ежели кто удумает на эти экзамены не явиться или сдать пустой лист, такому смельчаку поступать в вуз не разрешат. Дорога будет открыта только в колледж или на курсы — ну, или сразу в армию либо на работу.)
Будучи преподавателем русского языка, ваш покорный слуга готов подтвердить, что сдать ЕГЭ на проходной балл несложно — если мы говорим просто об окончании школы и получении аттестата, а не о штурме вузов. Но так или иначе, до ЕГЭ сначала надо допуститься, а итоговое сочинение для этого и придумано. Получил хотя бы тройку — проходишь дальше, не получил — изволь явиться на пересдачу.
Если вы осознаёте, что ваш уровень оставляет желать лучшего, на подготовку к итоговому сочинению желательно потратить хотя бы пару месяцев. За это время вполне реально выбрать пять-шесть (не обязательно все одиннадцать) приоритетных направлений, ознакомиться с перечнем примерных тем, зазубрить шаблон (кстати, для всех направлений одинаковый), подготовить перечень аргументов и сдать пару-тройку работ учителю или репетитору. А потом — смело отправиться в бой. Что же, приступим!
Примерные формулировки тем
Направление «Человек и общество» нельзя назвать ни чрезмерно простым, ни чересчур сложным. Вот так могут звучать темы, которые попадутся выпускникам 4 декабря 2024-го:
- •«Какова судьба гордого человека в обществе?»
- •«Что значит быть авторитетным человеком в обществе?»
- •«Согласны ли вы с пословицей „Один в поле не воин“?»
- •«Может ли один человек изменить общество?»
- •«Почему человек стремится обрести друзей?»
- •«Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?»
- •«Как связаны между собой эгоизм и одиночество?»
Гарантировать, что вам достанутся именно такие вопросы, никто не может. Темы поступают из закрытого банка, который, в свою очередь, составлен из тем, фигурировавших на итоговом сочинении начиная с 2014 года. Но в прошлом году школьников по всей России спрашивали примерно об этом.
О чём можно порассуждать
Все люди разные: кто-то жить не может без шумных компаний и знакомств с новыми людьми, а кто-то может неделями сидеть дома, занимаясь работой или хобби и не испытывая особенной потребности во взаимодействии с окружающими. Обе эти поведенческие модели абсолютно нормальны — и обе при этом таят в себе риски. Гиперобщительный человек зачастую предпочитает количество взаимодействий их качеству, и из нескольких десятков или сотен его «друзей» ни один человек не оказывается по-настоящему близким. А ещё индивид, чересчур зависимый от мнения большинства, рискует надеть привлекательную «маску» — и, привыкнув к ней, забыть о собственных интересах и стремлениях, страхах и мечтах. Зато замкнутый тихоня может так и не научиться строить отношения. Конечно, далеко не каждый нуждается в том, чтобы быть душой компании, начальником отдела или отцом шумного семейства. Но где грань между бытовым философом, который ценит собственный покой, — и запуганным отщепенцем, который, столкнувшись с неприятием общества, спрятался в свой «панцирь» и, в общем-то, хочет найти своих людей, но считает это слишком рискованным?
История знает немало примеров людей, которые добровольно или принудительно провели долгие годы в одиночестве (это могут быть как преступники, осуждённые на заключение в одиночной камере, так и стремящиеся к духовному совершенствованию монахи-отшельники). Так, почитаемый в православии святой Серафим Саровский жил в удалении от «мира», то есть в монастыре, пятнадцать лет, из которых три года он прожил в полном одиночестве. Обустроив избушку в Саровском лесу, святой питался только тем, что находил рядом — грибами, ягодами и даже травой. Однако нельзя сказать, что за эти три года он ни разу не виделся с людьми. Во-первых, каждое воскресенье он приходил в монастырь на службу; во-вторых, поскольку молва о нём вышла далеко за пределы обители, к нему порой добирались прихожане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждавшиеся в мудром совете. А в Тибете есть остров Ритуо, где, в соответствии с буддийскими традициями, может жить только один монах. Но и до этого заповедного уголка добираются паломники. И хотя монах не общается ни с путешественниками, ни с братьями по вере, он по крайней мере знает, что за ним постоянно наблюдают. Если в какой-то день отшельника не увидели спускающимся с горы, чтобы набрать воды, то его проведывают, а то мало ли что случилось.
Однако, как бы старательно ни искал человек уединения во взрослой жизни, в детстве и юности он всё-таки был окружён людьми, которые не могли не повлиять на его мировосприятие. А как считаете вы: человек рождается уже почти «готовым», с определённым характером и набором интересов, которые остаётся только развить, — или же это белый лист, на котором можно написать что угодно?
Варианты аргументов из литературы
Россия всегда была страной контрастов и противоречий, где представители разных общественных течений не всегда находили общий язык. Бывали и ситуации, когда один-единственный смельчак шёл против системы. Если его устремления были благими, то даже в случае поражения его дело не угасало напрасно: он неизбежно обретал последователей, которые, фигурально выражаясь, подхватывали брошенное знамя. Ну а если его от его идей всем стало бы только хуже, движение угасало само собой — пусть и не так быстро, как всем хотелось. Поэтому неудивительно, что тема противостояния человека и общества была затронута во множестве произведений, в том числе — созданных для детей и подростков. Ярким примером является сказка В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» (1951). В этой чудесной истории избалованная девочка Оля проходит сквозь зеркало в прихожей и попадает в королевство, где все зеркала кривые, а представления о хорошем и плохом, правде и лжи будто бы вывернуты наизнанку. Её отражением становится Яло (кто не понял, почему её так зовут, — прочитайте имя наоборот). Вместе они переодеваются пажами, чтобы проникнуть во дворец и освободить маленького зеркальщика Гурда, заключённого в Башню Смерти; им мешают министры Нушрок и Абаж, а также дочь Нушрока Анидаг. К счастью, всё заканчивается хорошо и в зеркальном обществе торжествует справедливость.
Ещё одним «острым» произведением в пику равнодушному обществу стала сатирическая пьеса Л. А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (1987). В этом произведении стрелец, то есть царский охотник, Федот находит белую голубку, которая, как водится в сказках, превращается в красну девицу Марусю. Царь пытается разлучить их, давая Федоту сложные задания, но всё заканчивается хорошо — и не только для стрельца, но и для всего сказочного общества. Пьеса учит тому, что настоящая любовь преодолеет любые препятствия, а верность и преданность всегда побеждают (и имеют, если можно так выразиться, приятные побочные эффекты).
Ну а если вам нужна книга, в которой хеппи-энда нет и быть не может, к вашим услугам роман Ф. Кафки «Процесс» (1915). Это роман, в котором рассказывается о невиновном человеке по имени Йозеф, арестованном по неизвестному обвинению. Главный герой пытается доказать, что он не совершал никаких преступлений, и общается с адвокатом Гульдом, судебным художником Титорелли и тюремным священником. Однако представители судебной системы сами не знают, в чём вина Йозефа, и не могут помочь ему. В итоге герой осознаёт тщетность своей борьбы. «Процесс» — это произведение о маленьком человеке, беспомощном перед всемогущей системой. Лейтмотивом идёт и другая, менее очевидная, мысль: если общество закоснело, если оно перестало понимать ценность человеческой жизни, то оно превращается в пародию на само себя.
Варианты аргументов из кинематографа
Один в поле не воин? Если вы согласны с этим утверждением, с вами наверняка бы поспорил главный герой фильма «Гладиатор» (2000, реж. Ридли Скотт). Эта картина рассказывает историю генерала Максимуса, который потерял всё, чем дорожил, из-за придворных интриг. Его жена и сын погибают, а самого Максимуса приговаривают к смертной казни. Однако главный герой становится гладиатором — и мстит своему главному врагу. Финал фильма преподнесён как оптимистичный (или как минимум справедливый), однако всех этих ужасов не произошло бы, если бы древнеримское общество не погрязло в пороке и лжи.
Тем, кто не в восторге от Древнего Рима и кровожадных развязок, можно порекомендовать не самый популярный, но добротно снятый фильм «Директор» (1987, реж. Кристофер Кейн). Центральный персонаж этой картины нанимается на необычную работёнку: его назначают на должность директора в одну из худших американских школ. Все пороки неблагополучных районов здесь налицо. Однако Рик Латимер всерьёз горит желанием восстановить порядок, а желательно — ещё и перевоспитать наглецов. На этом пути он сталкивается с уймой сложностей и даже рискует жизнью, но заканчивается всё лучше, чем в «Гладиаторе».
Ну, а если вам нужен чистый и беспримесный хеппи-энд, доказывающий, что даже в нынешнем шумном и суетливом обществе есть место феноменальной удаче, советуем британский фильм «Миллионер из трущоб» (2008), который, кстати, выиграл аж восемь премий «Оскар». Джамал Малик, 18-летний сирота из, собственно, индийских трущоб, участвует в телеигре «Кто хочет стать миллионером?», надеясь заполучить 20 миллионов рупий и помочь своей семье. Малик оказывается редкостным везунчиком, и поэтому вместо того, чтобы отдать выигрыш, его сначала вызывают на допрос в полицию. Там Джамал рассказывает свою проникновенную историю и объясняет, как знания, хаотично полученные им из разных источников, помогли ему правильно ответить на вопросы телевикторины. Малик становится одним из немногих, кто совершил нечто вроде революции мирным путём — и вдохновил миллионы таких же бедняков, как и он сам.
(Кстати, фильм «Миллионер из трущоб» является экранизацией романа Викаса Сварупа. Так что, если вам не хватило именно литературного аргумента, можете обратиться не к фильму, а к книге. Роман, если что, называется «Вопрос — ответ».)
Варианты эпиграфов
Проблеме поиска места в социуме посвящены не только повести, романы и фильмы, но и стихи. И при желании вы можете выучить вот эти отрывки из более масштабных стихотворений — и использовать их в качестве эпиграфов. Да, дополнительных баллов за это не дают (разве что в комиссиях нескольких вузов, где «перечитывают» сочинения школьников, идущих на гуманитарные специальности), зато сочинение выглядит красивее, и в глазах проверяющих такая работа выглядит выигрышнее.
- Виделись, не виделись,
- ни за что обиделись,
- помирились, встретились,
- шуму натворили.
- Год прошёл — как не было.
- Не поговорили.
- Ю. Д. Левитанский
- При диком шёпоте затверженных речей
- Мелькают образы бездушные людей,
- Приличьем стянутые маски…
- М. Ю. Лермонтов
- Как много в городе людей!
- А я привык к иному краю,
- не ведаю я их затей,
- куда спешат — не понимаю.
- К. Ш. Кулиев
- Люблю, — но реже говорю об этом,
- Люблю нежней, — но не для многих глаз.
- Торгует чувством тот, что перед светом
- Всю душу выставляет напоказ.
- У. Шекспир
Вариант шаблона (с примерным количеством слов)
Какой шаблон использовать на итоговом сочинении, каждый школьник решает самостоятельно. Кто-то делит свой текст на три абзаца, кто-то — на четыре, кто-то — на пять или даже шесть. Единственно верного рецепта для написания декабрьской работы нет, но мы рекомендуем идти по пути наименьшего сопротивления и использовать стандартную трёхчастную структуру, а основную часть делить на два отрывка, по числу аргументов. Выглядеть это может так:
- •введение (60–80 слов) — ёмкое рассуждение на избранную тему, начать которое можно с того, как вы понимаете термин «общество» и о каком именно обществе будете говорить — древнем или нынешнем, российском или глобальном;
- •первый абзац основной части (100–150 слов) — упоминание первого произведения с фамилией и инициалами автора, разбор и вывод;
- •второй абзац основной части (100–150 слов) — упоминание второго произведения, снова разбор, снова вывод (кстати, второй пример может быть как подтверждением, так и контраргументом);
- •заключение (40–60 слов) — краткая выжимка из вышенаписанного, вердикт: доказана мысль или нет.
Чтобы всё было ещё понятнее и нагляднее, мы подготовили пример сочинения по направлению «Человек и общество». И пусть вас не смущает, что текст составлен в 2023-м: с тех пор итоговое сочинение не изменилось.