САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Механическая обезьяна-убийца и идеальные доноры

Две современные истории об искусственных существах

Кадр из фильма 'Голем' (1915) / www.filmportal.de
Кадр из фильма 'Голем' (1915) / www.filmportal.de

Текст: Ирина Шлионская

В новейшем романе Алексея Иванова один из важнейших сюжетных ходов связан с возможностью создать «нового улучшенного человека» из, скажем так, отработанного биологического материала. Фантазия смелая, но не сказать, что новая. Во все времена человек пытался в самых различных целях создавать особей по своему образу и подобию. Существуют легенды о големах и гомункулах, сотворенных с помощью магии, истории об оживающих механизмах… А в наше время роль магов-творцов вполне успешно играют ученые-генетики. Рассмотрим две книги на эту тему, причем одна из них повествует об условном прошлом, а другая – о предполагаемом будущем…

Лев Брусилов. "След механической обезьяны"

М.: Эксмо, 2024

Действие происходит в России конца XIX века. В вымышленном городке Татаяр живет семья фабриканта Протасова. Глава семейства приобретает для любимого внука Миши игрушку – механическую обезьяну в человеческий рост, которая умеет ходить, немного говорить и даже обниматься. Но игрушка в прямом смысле слова отбивается от рук: по ночам обезьяна выбирается из чулана, куда ее запирают, и принимается бродить по дому, пугая его обитателей. Обеспокоенный глава семейства обращается к начальнику местной сыскной полиции с просьбой разобраться в происходящем. Однако, едва тот приступает к расследованию, фабриканта убивают. И, похоже, за убийством стоит та самая обезьяна… Но как может заводная кукла умерщвлять людей?

Вообще-то традиция «оживления» объектов неживой материи в литературе восходит еще к Мэри Шелли («Франкенштейн, или Современный Прометей») и к Эрнсту Теодору Амадею Гофману («Щелкунчик» и «Песочный человек»). Можно присоединить к ним и «Голема» Густава Майринка, правда, основанного на древней легенде, и присовокупить еще пародийного «Молодого англичанина» суперромантика Вильгельма Гауфа (где фраппирующий провинциальное общество эксцентричный герой оказывается заколдованной обезьяной). И рассказ Александра Грина "Серый автомобиль", прославившийся как вольная основа для фильма "Господин оформитель".

Что же касается «Следа механической обезьяны», то сама обезьяна играет здесь хоть и важную, но во многом прикладную роль во все развивающейся и запутывающейся истории: довольно быстро становится понятно, что она является лишь инструментом убийства.

Передать атмосферу российской глубинки конца позапрошлого столетия автору, пожалуй, удалось весьма условно. Но, возможно, все это лишь второстепенный антураж, на фоне которого кипят нешуточные страсти, порой провоцирующие персонажей на преступления. И все-таки читателю не до конца ясно: кто и как заставил искусственную обезьяну убивать…

Кэролайн Хардейкер. "Прости нас, Нат"

Пер.с англ. А. Измайловой

М.: Metamorphosis, Омега-Л, 2023

Страховая служащая Нора знакомится с известным писателем Артом. Пара пытается построить отношения. Они живут в не таком уж далеком от нас будущем, где мир постигла экологическая катастрофа. Большинство животных и растений исчезли с лица земли, а люди подвержены быстрому «увяданию» из-за окружающих их повсюду токсичных веществ. Чаще всего это смерть от рака. Так случилось с матерью Норы, талантливой художницей. Многие также не могут иметь детей…

Постепенно выясняется, что Нора и Арт участвуют в некоей медицинской программе, инициированной частной компанией «Истон Гроув». По условиям программы они должны стараться вести здоровый образ жизни, регулярно ездить в центр на консультации и, наконец, заботиться об искусственно выведенном существе, ovum organi (буквально по-латыни это значит «органы яйца»), которое похоже одновременно на Арта и на Нору и которое они называют именем Нат – как «орешек», nut.

Поначалу читателя может удивить ряд странностей. Так, Нора и Арт порой ведут себя так, будто их принуждают к отношениям, и не слишком похоже, что они любят друг друга. Оба считают себя «не такими, как все». А роль Нат в их жизни совсем непонятна. Если это человеческий ребенок, пусть и «из пробирки», почему он выглядит как животное? А если это всего лишь домашний питомец, то почему необходимо соблюдать по отношению к нему ряд жестких правил?

Автор поначалу избегает прямых пояснений, тем не менее, разгадка приходит раньше, чем она раскрывается в романе. Чтобы выжить в «мире увядания», необходимо вырастить донорские ткани из собственных стволовых клеток. И тогда вы получите «запчасти» для своего организма. Мало денег? Можно подыскать биологически совместимого с вами партнера и «скооперироваться» с ним. Тогда для вас вырастят донорский организм «на двоих». Если он будет «израсходован» в случае серьезной травмы или болезни владельца, компания доставит вам другой.

Бывший партнер Норы Люк отказался участвовать в программе, да и вряд ли он подошел бы ей по критериям «Истон Гроув»…

В общем, книга здорово смахивает на эпизод из сериала «Черное зеркало». Да, это писательский вымысел, но так ли уж он далек от реальности? Ведь дискуссии об этичности использования донорских органов идут постоянно. И до сих пор самым известным литературным произведением на эту тему был роман «Не отпускай меня» Кадзио Исигуро, впервые изданный в 2005 году, где речь шла о человеческих клонах-донорах.

Так или иначе, несомненно, что различные механизмы, в том числе человекоподобные роботы, а также генная инженерия со временем будут играть все большую роль в нашей жизни. Это повлечет за собой новые нормы и стандарты и, возможно, поставит перед нами новые вопросы относительно понятий добра и зла.