Текст: Дмитрий Шеваров/РГ
Недавно пушкинский Музей-Лицей отметил юбилей своего светлейшего сотрудника Светланы Васильевны Павловой. Полвека она посвятила Царскосельскому (Александровскому) лицею, изучению его истории, воскрешению судеб забытых лицеистов. Вот уже немало лет Светлана Васильевна делится своими находками и открытиями с читателями "Календаря поэзии". Сегодня она расскажет нам о человеке, который был ангелом-хранителем лицея на протяжении 38 лет.
"Я расскажу вам о принце. Да-да, о настоящем принце!
Принц Петр Георгиевич Ольденбургский, племянник императоров Александра и Николая Первых, родился в 1812 году и любил говорить: "Я сын двенадцатого года!"
В шесть лет оставшись сиротой, воспитывался в Германии у своего дяди по отцовской линии. Когда принц достиг восемнадцати лет, Николай I возвратил Петра Ольденбургского в Россию. Военная служба, на которую поступил принц, длилась недолго. Однажды по служебной необходимости он присутствовал при наказании женщины розгами. Возмущенный варварским актом, принц написал прошение об отставке.
Приняв отставку, император отправил принца наводить порядок в министерстве юстиции. Петр Ольденбургский столкнулся с ужасающим состоянием российского судопроизводства. Чтобы воспитать новое поколение правоведов, 22-летний принц на собственные деньги покупает здание на набережной Фонтанки, где открывает Училище правоведения. Это училище закончат не только знаменитые юристы, но и композитор П.И. Чайковский, поэт А.Н. Апухтин, художественный критик В.В. Стасов.
Принц Петр был назначен осуществлять попечение и над Александровским лицеем. Попечителем лицея принц оставался на протяжении 38 лет.
Роль попечителя была велика. Он заботился о финансировании учебного заведения; по его представлению назначался директор; ему также принадлежало право приема на работу и увольнение профессоров, без его утверждения не мог быть реализован ни один проект, касающийся учебных программ, внутренней жизни школы.
Добрый, благонамеренный, европейски образованный Петр Георгиевич чуждался каких-либо резких, крутых мер. Он защитил лицей, когда государственные учебные заведения стремились подвести под один казарменный шаблон.
Петр Георгиевич обычно появлялся в лицее без предупреждения, мог приехать даже ночью. Обходил все здание, посещал классы, задавал вопросы учащимся. Непременно осматривал столовую, где пробовал пищу, и лазарет.
Неугомонность принца казалась многим странностью, он виделся человеком не от мира сего, Дон Кихотом.
Экзамены в лицее проходили в присутствии попечителя. Был случай, когда на экзамене он задал тему для сочинения, и тема эта была "Война и мир". Петр Георгиевич был горячим сторонником мира и считал, что из языков всех народов следует исключить слово "война".
Душевное спокойствие Петр Георгиевич находил в занятиях музыкой и поэзией. Любимым поэтом Ольденбургского был Шиллер. Романтик в душе, принц воспевал в стихах природу, возвышенные творческие порывы человека. Писал он в основном на немецком языке.
Как композитор он сочинил немало фортепьянных пьес, романсов, две симфонии и даже оперу. Одно из его произведений можно услышать и сегодня. Музыка Петра Ольденбургского звучит в балете Адана "Корсар".
Принцу удалось дважды общаться с Пушкиным. В 1834 году он переводит на французский язык "Пиковую даму". Одно из воспоминаний свидетельствует, что принц Петр приходил на квартиру Пушкина, узнав о его смертельном ранении.
Будучи попечителем лицея, он поддержал инициативу лицеистов о сооружении памятника Пушкину. В 1872 году, когда бывшие питомцы Царскосельского лицея создали Комитет по сооружению памятника, принц стал его председателем. Петр Георгиевич оказался единственным членом Императорского дома, приехавшим на открытие памятника Пушкину. Тогда торжество собрало вместе всех детей Пушкина в последний раз. Принц со всеми ними был знаком.
Не пройдет и года с того дня, и принца Петра Георгиевича Ольденбургского не станет. Он скончался в мае 1881 года. Два километра от станции до кладбища Троице-Сергиевой пустыни правоведы и лицеисты гроб несли на руках.
Когда я собирала материал о принце Петре, мне попалось воспоминание о нем правоведа Михаила Стаховича. Он вспоминает, что однажды правоведы решили сделать сюрприз для Петра Георгиевича - установить в стенах училища его бюст. Скульптор Чижов должен был зарисовать облик принца в храме, спрятавшись среди певчих.
И вот что пишет Стахович: "После обедни мы узнали, что Чижов был в отчаянии: он ничего не мог не только зарисовать, но даже порядком разглядеть, потому что принц все время плакал и тер лицо рукою... Мы в это утро узнали, что есть такой строй души, который достоин называться молитвой... и что он может быть так силен и искренен, что выражается не заученными словами, а тихим плачем..."
Стихи принца Петра Ольденбургского
- Ласточка, ты над моей головой
- Смело скользишь в вышине голубой.
- Вместе мечтаю парить в вышине,
- Ласточка, крылья подаришь ли мне?
- То вдруг отвесно сорвешься к пруду,
- Или в полнеба опишешь дугу,
- Как я хочу, чтоб оставила небо,
- На руку тихо присела ко мне бы.
- Я б любовался тобой как звездой,
- Если б могла ты построить гнездо
- На подоконнике, около ставни -
- Это бы мой бесконечный был
- праздник...
- Время пройдет, и в далекой стране
- Ласточка, вспомнишь ли ты обо мне?
- Где-то на теплом приветливом юге
- Вспомни о верном и любящем друге.