САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Переделкино в 2025 году: капсула Шкловского, «Дальше» и «Ближе»

По случаю начала пятого года деятельности обновлённого Дома творчества его команда провела пресс-завтрак, на котором поделилась планами на год

Юлия Вронская рассказывает про кинопрограмму Переделкина
Юлия Вронская рассказывает про кинопрограмму Переделкина

Текст и фото: Михаил Зильев

Новая команда легендарного Дома творчества "Переделкино" официально приступила к работе весной 2021 года, но первая программа прошла еще в августе 2020-го; о том, что удалось сделать за это время, они "отчитались" на пресс-завтраке в коворкинге Дома культуры - который сам по себе есть красноречивый отчет этой деятельности.

Директор Дома творчества Дарья Беглова начала с того, что Переделкино стало "модным местом": за выходные в него приезжает 6-7 тыс. экскурсантов, посетителей концертов и выставок и просто гостей, желающих погулять по аллеям, пообщаться и пообедать в прекрасных ресторанах "с видами". Ведется большая ремонтная и реставрационная работа: в старом корпусе поменяна крыша, а летом в одном из коттеджей на территории Дома творчества откроется "Музейный дом".

Но главная деятельность ДТ - работа с резидентами. За эти годы их принято более 550. Проведено также много знаковых фестивалей, каждый летний сезон открывается большой ярмаркой. "В этом году хочется пятилетие ознаменовать новой лабораторией: созвать 40-50 человек, представляющих разные виды творчества и снова "подзвучить" Переделкино". Всего же планируется 12 резиденций и пять фестивалей. "Мы хотим стать домом для всех авторов", - подчеркнула директор.

Юлия Вронская и Евгения Петровская, кураторы резиденций, объяснили подробнее, что будет представлять из себя эта лаборатория под названием "Пять": писатели, представители "одинокой" профессии, будут "соединены" с представителями перформативных искусств - что должно привести с созданию проектов, часть которых останется в ДТ постоянно.

Куратор переводческих программ Александр Филиппов-Чехов поделился своими планами. "Обычно задумывается пять мастерских, проводится 11" - и он надеется, что этот год исключением не окажется. Бывают и выездные резиденции - мастер-классы. "Выезжаем в какой-нибудь региональный университет и начинаем там учить переводу". За пять лет их прошло около сорока, что очень много. Будут мастерские по древним языкам, а в этом году программа начнется с тематической мастерской "Темпоральная специфика перевода" - то есть, проще сказать, как переводить старые тексты. Непременно будет проведен фестиваль перевода, приуроченный ко Дню переводчика 30 сентября. В этом году он будет носить название "Игра с огнем".

Важное направление деятельности ДТ "Переделкино" - кинопитчинги и кинорезиденции, - подчеркнула Юлия Вронская. - Первая в этом году кинорезиденция стартует уже в среду - семь человек, 21 день. "На выходе" - сценарные заявки и сценарии.

Проводилась резиденция для авторов с Крайнего Севера и Дальнего Востока. А в этом году в Переделкине пройдет резиденция для представителей малочисленных народов Крайнего Севера.

Немалая часть встречи оказалась посвящена историческому наследию легендарного городка писателей.

Дарья Беглова показывает проект музея "Первая дача"


Главным предметом ее оказался тот самый восстановленный коттедж - "Первая дача" 1936 года - действительно первый дом на территории ДТ, переданный в писательское пользование. И который к настоящему времени оказался изношен на 90%, заражен грибком и т.д. "Мы постарались максимально сохранить стены, ничего не приукрашивая и не подновляя, - подчеркнула Дарья Беглова, - это же и есть музейный объект". После тщательной реставрации туда полностью переедет кабинет Виктора Шкловского, переданный в полном виде его наследниками, он будет заключен в особую капсулу.

Борис Куприянов рассказал о фестивальной и экскурсионной программе. "День поэзии" проходит уже четвертый раз, и всякий раз проходил с переаншлагом. В этом году он будет посвящен, по словам Марии Федотовой, "не конвенциональной поэзии" - алеаторике, комбинаторике, палиндромам и т.д. Будет в этом году и традиционная книжная ярмарка 1 мая. Они все - тематические, в этом году для нее выбрана античная тема "природа всего". А сразу вслед за ним, 3-4 мая - амбициозный двухдневный фестиваль под названием "Дальше", посвященный взаимодействию русской культуры, в частности литературы, с дальневосточными соседями.

Юлия Вронская "в пандан" рассказала о фестивале школ творческого письма "Ближе", который пройдет уже третий год в июле.

Евгения Петровская осветила такую важную тему, как экскурсии для посетителей с особыми потребностями. 13-14 июня пройдет совместный с центром "Гараж" инклюзивный фестиваль, посвященный этой тематике. "Скоро экскурсии по писательскому городку придется вести со стремянкой, - посетовала Евгения. - Сплошные глухие заборы! С этим барьером мы пока ничего сделать не можем, но другие барьеры устраняем".

"Гвоздём" фестиваля станет постановка "форм-театра" по "Цветику-Семицветику", показывающая, как менялась концепция инвалидности за 80 лет, прошедших со времени создания сказки Валентина Катаева.

"Заведующий концертной частью" Дома творчества Илья Рубинштейн, сам изначально виолончелист, поделился мечтой снова провести летом фестиваль виолончелистов. "Знаете, как это красиво - когда повсюду репетируют виолончелисты!" Ну и, разумеется, в концертном зале регулярно продолжатся концерты. Причем, с учетом места, в них всё большее значение будет играть слово - художественное и просветительское.

Еще одно направление деятельности Переделкина - читательские клубы. Дарья Беглова особо подчеркнула важность возрождения привычки читать вслух стихи - классические и современных авторов. "Мы провели первый такой клуб на день рождения Пастернака. Успех был невероятный - в библиотеку собралось более 70 челок, не все вместились - и все хотели читать стихи".

Об архивной части работы ДТ рассказал Борис Куприянов: "Когда я сюда приехал, никакого архива не было, и мы особо не хотели заниматься научной деятельностью. Но место диктует, чем заниматься. Вместе с кабинетом Шкловского нам передали больше количество документов - в том числе собрания сочинений Толстого, каждый том в котором вдвое толще, потому что весь в закладках Шкловского и его заметках на полях. Это уникальный материал, потому что Шкловский не любил писать сам - все диктовал секретарям. Мы начинаем ими заниматься".