САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Марио Варгас Льоса. Долгая яркая жизнь

«Между писателем Варгасом Льосой и политиком я выбираю первого», – рассказал «Году Литературы» венесуэльский журналист и переводчик Чехова

© The Nobel Foundation. Photo: U. Montan
© The Nobel Foundation. Photo: U. Montan

Текст: Рубен Дарио Гутьеррес

Перуанский писатель Марио Варгас Льоса, который скончался в Лиме, Перу, в воскресенье, 13 апреля, в возрасте 89 лет, был, без сомнения, одним из самых противоречивых интеллектуалов Латинской Америки. Он оставил после себя значительное литературное наследие, повлиявшее на несколько литературных поколений. Варгас Льоса был удостоен одной из высших наград, присуждаемых писателям – Нобелевской премии по литературе, которую он получил в 2010 году.

Так как в интернете можно найти ceйчас любую информацию, связанную с жизнью Марио Варгаса Льосы, я не буду касаться этого аспекта. И вместо этого хочу остановиться на одном из эпизодов дебютного романа «Город и псы», опубликованного в 1963 году. Этот роман вознес 27-летнего на тот момент автора на вершину так называемого Латиноамериканского Бума – наряду с такими не менее известными авторами, как Габриэль Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар, Хосе Донсо, Карлос Фуэнтес.

Но я хочу остановиться лишь на одном эпизоде, который вызвал у меня во время чтения сильные эмоции.

Это эпизод, в котором кадеты вышли на построение в военном училище имени Леонсио Прадо, и собака по кличке Худолайка, любимица всего училища, особенно героя, которого называют «Питон», начала жевать шнурки ботинок своего покровителя. Он не мог её отогнать, потому что не мог пошевелиться в строю. Питону оставалось только мысленно проклинать собаку и грозить ей про себя страшными карами, когда построение закончится.

Читая предстоящие этому эпизоду главы, мы становимся свидетелями заботы, которую Питон проявляет к своей питомице. Однажды Худолайка брехала всю ночь напролет, мешая спать другим кадетам, которые настойчиво просили Питона выкинуть уже эту шавку, иначе дело дойдет до драки. Но несмотря на суровые условия в училище середины XX века – «дедовщина» и муштра, – Питон продолжал заботиться о своей питомице. Уступая большинству, он выводит ее во двор и пытается там оставить – но Худолайка увязывается за ним обратно в казарму. Тогда, прежде чем снова отвести во двор, он просто гладит ее, чтобы та успокоилась. Но вернувшись в кровать, Питон не может заснуть всю ночь, представляя, как Худолайка одна и замерзает во дворе училища.

Этот эпизод – о том, что такие человеческие чувства, как любовь, дружба, солидарность, верность, сохраняются в человеке даже в самых неблагоприятных условиях.

Несмотря на то, что в заголовке этой статьи я пишу, что «между писателем Варгасом Льосой и его политической карьерой я выбираю писателя», нельзя обойти молчанием и его другую сторону – политическую.

Эту сторону его жизни сопровождали значительные неудачи, особенно на большой политической арене. Вначале его политические взгляды были связаны с левыми революционными движениями Латинской Америки, включая кубинскую революцию, как и у большинства писателей его времени. Спустя годы после того, как он принял революционные идеи, с появлением первых трещин в социалистическом мире Восточной Европы, Варгас Льоса поворачивает в сторону правых взглядов и становится ярым критиком левых идей, резко критикуя кубинскую революцию и движения, развивавшиеся под эгидой марксизма-ленинизма. Этот поворот даже отдалил его от многих друзей, которые придерживались левых взглядов.

Несмотря на мировую популярность и статус одного из самых влиятельных и известных людей Перу, результаты его участия в выборах в Перу в 1990 году оказались катастрофическими. В первом туре он занял первое место с 34% голосов, но проиграл во втором туре инженеру-агроному, перуанцу японского происхождения Альберто Фухимори, с результатом 37% против 63%, после чего покинул страну, поселился в Лондоне и стал подданным Испании. И критиковал своего оппонента через различные СМИ.

Варгас Льоса оставил множество выдающихся произведений и прожил яркую жизнь – в которой нашлось место не только для политической борьбы «на высшем уровне», но и для многолетнего жительства в Европе – в молодости в Париже, потом в Лондоне.

Широко известна его ссора со старшим колумбийским коллегой Габриэлем Гарсиа Маркесом, по творчеству которого он защитил в 1971 году диссертацию, а к 1976 году разошелся с ним по политическим и литературным вопросам до такой степени, что закатил публичную пощечину.

Или эпизод, когда он брал интервью у аргентинского патриарха – писателя Хорхе Луиса Борхеса в его доме в Буэнос-Айресе. И прокомментировал протечки и прочие хозяйственные проблемы в доме аргентинца. Когда Борхесу рассказали о критике Варгаса Льосы, он с иронией ответил, что молодой человек, который к нему приходил, смахивал на агента по недвижимости.

Но, конечно, запомнится Варгас Льоса не этими эпизодами, говорящими о взрывном темпераменте, а своими выдающимися произведениями, образующими в совокупности целый мир. И за которые он получил целый ряд наград, в том числе российскую премию «Ясная Поляна». Благодаря которой в октябре 2017 года он посетил дом Льва Толстого – и этот визит оставил большой след в умах российских читателей и в российских СМИ.

Символично, что один из величайших латиноамериканских писателей оставил мир тогда, когда католический мир готовится к Страстной неделе. Марио Варгас Льоса прожил долгую жизнь – и теперь мы будем вспоминать его с благодарностью.

  • Перевод с испанского языка выполнен с помощью СhatGPT4.5