
Текст: Мария Сафонова
Вот, к примеру, у Зинаиды Гиппиус — поэтессы, бесспорно, экстравагантной — было ожерелье, состоящее из колец её женатых поклонников. Сама Гиппиус, к слову, в тот момент была замужем за Дмитрием Мережковским.

Драгоценными камнями и украшениями увлекалась и Надежда Тэффи. Особую любовь писательница питала к аметисту, но и другие камни вниманием не обделила: например, у Тэффи была очень трогательная новелла «Рубин принцессы», а в рассказе «Факир» есть совет, как отличить настоящую бирюзу от подделки: «Окуни, — говорит, — ты его в прованское масло. Если бирюза настоящая — сейчас же испортится, и ни к черту! А поддельный хоть бы что».
О том, как «правильно» носить украшения, у Тэффи и вовсе был отдельный рассказ — «Демоническая женщина». Если «цепочка на лоб» и «серёжка на шею» кажется вам перебором, то знайте: у «демонической женщины» был прототип — Паллада Богданова-Бельская, кокетка Серебряного века, знаменитая количеством своих романов и «вызывающим» внешним видом.
Пастернак особенно нежные чувства испытывал к янтарю (уж очень часты упоминания янтаря у поэта: «Давай ронять слова, как сад — янтарь и цедру», «И отливает рыбьим жиром, и мглистой дымкой янтаря…»); а Гумилёв — к рубину. В стихах «Русалка», посвященных Ахматовой, ожерелье русалки состоит из рубинов, горящих «греховно-красным».
Интересна и история кольца, подаренного Гумилёвым Ахматовой: Николай подарил Анне тонкое кольцо, которое назвал помолвочным. По нелепой случайности, оно затерялось между половиц, отчего Гумилёв очень расстроился — плохая это примета для предстоящего брака. Да и сама Ахматова верила в мистические свойства украшений: считала, что если по дареному украшению идёт трещина, значит, что что-то случилось с дарителем.
Но самые знаменитые кольца Серебряного века, это, конечно, кольца Лили Брик и Владимира Маяковского. Они были парными: у Маяковского с инициалами «В.М», а у Лили — с закольцованными инициалами «Л.Ю.Б», которые при прочтении превращались в слово «люблю». После смерти Владимира Маяковского Лилия Брик носила их у себя на шее, на одной цепочке.

Благодаря драгоценному камню Марина Цветаева сошлась со своим мужем. В Коктебеле, на даче у Волошина, Цветаева заявила, что выйдет замуж за того, кто подарит ей её любимый камень. Любимым камнем оказался сердолик, а подарившим его — литератор Сергей Эфрон.
Но не думайте, что украшение — это исключительно женская безделушка. Айседора Дункан подарила Сергею Есенину карманные золотые часы, перед этим вставив в крышку свою фотокарточку. Поэт радовался подарку как дитя — постоянно доставал часы из кармана, чтобы сверить время.

Вот и получается, что все виды искусства между собою связаны — даже такие далёкие, как литература и ювелирное мастерство. И тем интереснее рассматривать взаимосвязи между ними. Ведь так?