ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На памятнике эвакуации в Перми в золоте отлили стихи Домовитова

Среди бронзовых фигур можно угадать Веру Панову

Фото: Игорь Карнаухов
Фото: Игорь Карнаухов

Текст: Игорь Карнаухов

В Перми открыт памятник эвакуации времён Великой Отечественной войны. На одной из сторон нового монумента жёлтым металлом вылиты стихи поэта Николая Домовитова:

  • ...Нас, как детей, укачивала Кама.
  • И снились нам безоблачные сны:
  • То школьный двор, то ласковая мама,
  • Нетронутая снегом седины...
  • Былое реже видится с годами.
  • Жизнь, как река широкая, течёт.
  • Плывёт всё дальше медленно по Каме
  • Мой госпитальный белый пароход.

Мемориальная композиция (работа скульптора Алексея Матвеева) появился на центральной набережной Камы. Но это сейчас здесь благоустроенная набережная, а тогда, осенью 1941 здесь, в районе прежних пристаней, где всего менее года как вырос подобающий областному центру Речной вокзал, причаливали первые пароходы из Ленинграда и Москвы, проделавшие изнурительный путь в несколько дней по Волге и Каме. На новом молотовском речном вокзале их пассажиров ждал эвакопункт.

Фото: Игорь Карнаухов

Силуэтом новый памятник напоминает ковчег. Такая метафора лучше всего символизирует прибытие многих тысяч сограждан, доставлявшихся в Молотов (Пермь) в 1941–1943 годах. Центральный элемент композиции, конструкция с выпуклой пятиконечной звездой, кстати, – подлинный кожух гребного колеса парохода «Вера Фигнер». Перевозивший эвакуируемых пароход сейчас лежит сейчас на дне Сылвы, притока Камы... Металлоконструкцию достали водолазы в прошлом году.

Типичные представители прибывавшего контингента: женщины, дети, пожилые люди; педагоги, служащие, инженеры, научные работники, собственно речники, – изображены на горельефах по обе стороны. Есть и писательница; по словам создателей монумента, её прототипом послужила Вера Панова («Кружилиха»), также бывшая в эвакуации; в поездке отсюда на фронт сложился сюжет самой известной её повести – «Спутники» (1946).

Николая Фёдоровича Домовитова среди прибывших не было: он воевал на фронте и защищал всех этих людей, спасавшихся в тылу. И, однако, его стихи выражают их мироощущение.

В годы войны Молотовская область дала приют 379 тысячам жителей одного только Ленинграда; а ещё москвичам, киевлянам, кишинёвцам, белорусам и многим другим, – среди них крупным деятелям культуры. Здесь находились и работали Юрий Тынянов, Иван Соколов-Микитов, Ирина Карнаухова (Бабушка Арина), Анатолий Д’Актиль, Лиля Брик, Геннадий Гор и ещё десятки мастеров слова. Виталий Бианки поселился в деревне в Осинском районе. Вениамин Каверин приезжал в Молотов к эвакуированной семье, и в некоторых главах «Двух капитанов» действие происходит в городе М...

Фото: Игорь Карнаухов

В деревне Чёрная под городом Краснокамском работал детский лагерь Ленинградского Литфонда; там на подмостках местного клуба состоялся сценический дебют маленького Миши Козакова, сына писателя Михаила Козакова, – впоследствии знаменитого артиста и кинорежиссёра, выдающегося декламатора. В наш регион были вывезены собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Библиотеки им. В. И. Ленина и других сокровищниц национальной культуры.

На открытии памятника были оглашены приветствия от помощника Президента РФ, председателя Союза писателей России Владимира Мединского, от губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова.