Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Черный якорь

«Майн кампф» стала бестселлером в Германии

Текст: Елена Яковлева/РГ
Фото: taz.de

Новое издание в Германии книги Гитлера «Майн кампф», подготовленное сотрудниками Мюнхенского института современной истории и снабженное должными историческими примечаниями и комментариями экспертов, стало лидером продаж в Германии, да и в Европе. Вторая позиция книги в авторитетном чарте научно-популярных бестселлеров ошеломляет. Всплеск интереса к автобиографии Адольфа Гитлера «РГ» обсуждает с известным культурологом Даниилом Дондуреем.

Мюнхенский институт современной истории подозревать ни в чем не приходится, его сотрудники подготовили издание почти академического характера. Но трудно поверить, что все покупатели «Майн кампф» руководствовались строго научным или выверенным нравственным интересом к книге. И хотели разобраться в генеалогии преступной идеологии. Все равно в этом читается интерес к идеям и личности Гитлера. Чем его объяснить?

Даниил Дондурей: Сегодня в самых разных культурных, интеллектуальных, научных, образовательных, национальных и околорелигиозных сферах идет поиск радикальных идей. Сейчас время этакого перебора идей. Привычные идеи кажутся слишком примелькавшимися, потерявшими актуальность, не возбуждающими и не поднимающими молодых людей на какой-то радикальный шаг и жест. Происходит процесс пересмотра всей номенклатуры идей за последние 100 лет.

Перед нами сейчас стоят огромные вызовы — готовность к технологическим революциям, к новой гуманистической экономике человеческого капитала, переход к государству, передающему часть своих важных функций гражданскому обществу. И все мы в связи с этим стали своего рода исследователями, но не академической, а практической истории. Хотим лично провести некий осмотр и диагностику лидеров, идей и идеологий последнего столетия.

А кроме того, сегодня, к сожалению ( и это очень опасно), теряется эмоциональная, моральная и психологическая непосредственность оценок тех видов философий, за которыми стояло большое насилие. Это касается и фашизма, и большевизма в его сталинском разливе, и агрессивных версий идеологий, связывающих себя с радикалами всяких мастей. Моральное отторжение этого теперь уходит куда-то на второй план. А молодые люди ищут новые переживания в старых философских доктринах — больших и жестких. Они хотят заново пережить заложенное в них коллективное единомыслие, а то и коллективное безумие…

Нацизм — серьезная и большая доктрина? Разве что при сильной мифологизации…

Даниил Дондурей: Сама по себе нет, но ее создатели этим серьезно занимались. Превращали доктрину в технологию, в мифологию, в медиапродукт, в коллективные действия — в эсэсовские манифестации. С этой точки зрения эти идеи «большие». А во всех странах мира во все времена (включая современное) люди нуждаются в больших идеях. Не хотят жить разобщенно по своим квартирам в 40-этажных домах или в типичных американских загородных домиках, похожих один на другой. Не хотят жить у своих компьютеров, на фрилансовой работе… Но хотят больших идей, которые бы «склеивали» их и давали ощущение внутреннего величия, компенсируя их малость и одиночество. Тяга приклониться к «большой идее» остается.

А как же лишенный пафоса информационный век?

Даниил Дондурей: А в условиях современного технологического, виртуального, информационного мира, когда событие вчерашнего дня кажется битвой при Ватерлоо, а событие недельной давности — пирамидой Тутанхамона, тяга к большим идеям только усиливается. Если самым главным становится стремление превратить любое действие в информационное событие, то все превращается в труху, в абсурд. И люди начинают искать гигантские глыбы, которые лежат поперек. В том числе и черные. А «Майн кампф» это нечто лежащее поперек. И возникает интерес «посмотреть на чудовище». И он только усиливается, когда на телеэкране и в соцсетях течет водичка событий, не имеющих масштаба и забывающихся в течение дня. На фоне этого «черная глыба», даже связанная с такими заведомо аморальными вещами, как гигантские человеческие потери во Второй мировой войне и холокост, становится для многих черным якорем. Не будь миллионного потока информационной чуши, может быть, и не закручивалась бы так волна интереса вокруг «Майн кампф».

И как угасить такой интерес?

Даниил Дондурей: Понять, что главный критерий оценки хоть истории человечества, хоть собственного поведения, — все-таки моральный выбор. Я считаю, что человечество не выживет, если отодвинет его на второй план.

Ну и помнить, что миром больше, чем люди, правят идеи, ценности и смыслы. Все мы то жертвы, то наследники этих идей. К ним нельзя относиться как к чему-то второстепенному.

Коллективную эмоциональную память человечества создает искусство — нельзя плакать над «Списком Шиндлера» или видеть фотографии Львовского погрома, а потом с исследовательским увлечением читать переизданный, пусть и с комментариями, «Майн кампф». Что-то внутри не позволит…

Даниил Дондурей: Да, эта коллективная память была создана. Но она должна передаваться из поколения в поколение. Дети должны все это знать и переживать. И маленькие девочки на вопрос «Что такое холокост?» не должны отвечать: «Это клей для обоев». Нет, это шесть с половиной миллионов сожженных людей.

И я не хочу, чтобы мой потенциальный внук однажды спросил меня: «А Гитлер это кто?» Хочу, чтобы ему было все эмоционально понятно.

СПРАВКА
«Майн кампф» — автобиография лидера нацистов, в которой изложены также принципы идеологии НСДАП. Книга переиздана в Германии впервые за все послевоенные годы. Это стало возможным благодаря истечению 70 лет с момента смерти автора. В России «Майн кампф» внесена в список экстремистских материалов, ее печать и распространение запрещены.

Ссылка по теме:
Оригинал статьи на сайте «РГ»

29.02.2016

Просмотры: 0
Нонфикшен2019

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ