Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа римский Франциск/wiki.org.ru
Намеченная на 12 февраля встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и римского папы Франциска - первая за всю 425-летнюю историю русского патриаршества. Что и не удивительно: после поспешной и неудачной попытки Флорентийской унии 1439 года, закончившейся изгнанием из Москвы византийского митрополита и фактическим началом автономии Русской православной церкви, московские первоиерархи настороженно смотрели в сторону «древней римской кафедры» (как называл Святой престол Алексий II).
Это сложное отношение, разумеется, нашло свое отражение и в классической русской литературе. От изумлённого у петровского стольника Толстого до саркастического - у его великого потомка, Льва Толстого, и заостренно-полемичного, нарочито провокационного - у его великого «вечного соперника» Достоевского. Не менее любопытны и острые наблюдения умнейшего Александра Герцена, и лирическая зарисовка Осипа Мандельштама.
Но точно так же и западные литераторы XIX века - приезжая на «святую Русь», они с опаской присматривались к тому, что казалось им «византийской пышностью» и «архаикой», - признавая, впрочем, их своеобычие. А в XX веке насторожённость порой переходила в преувеличенный восторг. Например, у таких разных людей, как американский авангардист Э. Э. Каммингс и немецкий поэт Р. М. Рильке.
< | ||
---|---|---|
ПУТЕШЕСТВИЕ СТОЛЬНИКА П. А. ТОЛСТОГО ПО ЕВРОПЕ (1697–1699)
Рим Церковь святаго апостола Петра зело велика, какой другой великостию на всем свете нигде не обретается, и предивным мастерством зделана. Перед тою церковью зделан рундук превеликой, и таким предивным мастерством и препорциею тот рундук построен, что подробну ево описать трудно. С того рундука вход в паперть, которая зделана перед тою церковию зело велика и предивным мастерством устроена. Из той паперти в тое церковь зделаны зело превеликие пятеры двери рядом, у которых изрядные медные литые затворы предивным мастерством зделаны. В той церкве превеликие столпы, на которых утверждены церковные своды. АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН. «БЫЛОЕ И ДУМЫ» Соломонов храм - построенная библия, так, как храм святого Петра - построенный выход из католицизма, начало светского мира, начало расстрижения рода человеческого. <…> Собственно мистический характер зодчество теряет с веками Восстановления. Христианская вера борется с философским сомнением, готическая стрелка - с греческим фронтоном, духовная святыня - с светской красотой. Поэтому-то храм св. Петра и имеет такое высокое значение, в его колоссальных размерах христианство рвется в жизнь, церковь становится языческая, и Бонарроти рисует на стене Сикстинской капеллы Иисуса Христа широкоплечим атлетом, Геркулесом в цвете лет и силы. ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР» В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что-то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grâce. ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ, «ИДИОТ» -- Павлищев был светлый ум и христианин, истинный христианин, -- произнес вдруг князь, -- как же мог он подчиниться вере... нехристианской?.. Католичество -- всё равно что вера нехристианская! -- прибавил он вдруг, засверкав глазами и смотря пред собой, как-то вообще обводя глазами всех вместе. -- Ну, это слишком, -- пробормотал старичок и с удивлением поглядел на Ивана Федоровича. -- Как так это, католичество вера нехристианская? -- повернулся на стуле Иван Петрович. -- А какая же? -- Нехристианская вера, во-первых! -- в чрезвычайном волнении и не в меру резко заговорил опять князь, -- это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение! Да! таково мое мнение! <…> -- Но позвольте же, позвольте же, -- забеспокоился ужасно Иван Петрович, озираясь кругом и даже начиная трусить, -- все ваши мысли, конечно, похвальны и полны патриотизма, но всё это в высшей степени преувеличено и... даже лучше об этом оставить... -- Нет, не преувеличено, а скорей уменьшено; именно уменьшено, потому что я не в силах выразиться, но... -- По-зволь-те же! Князь замолчал. Он сидел, выпрямившись на стуле, и неподвижно, огненным взглядом глядел на Ивана Петровича. ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ. «АББАТ» О, спутник вечного романа, Аббат Флобера и Золя - От зноя рыжая сутана И шляпы круглые поля. Он все еще проходит мимо, В тумане полдня, вдоль межи, Влача остаток власти Рима Среди колосьев спелой ржи. Храня молчанье и приличье, Он с нами должен пить и есть И прятать в светское обличье Сияющей тонзуры честь. Он Цицерона на перине Читает, отходя ко сну: Так птицы на своей латыни Молились Богу в старину. Я поклонился, он ответил Кивком учтивым головы, И, говоря со мной, заметил: - Католиком умрете вы! - Потом вздохнул: - Как нынче жарко! - И, разговором утомлен, Направился к каштанам парка, В тот замок, где обедал он. |
ЛЬЮИС КЭРОЛЛ. «ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ В РОССИЮ В 1867 ГОДУ»
После этого мы посетили вечернюю службу в Александро-Невском монастыре — одну из самых прекрасных служб, которые мне приходилось до этого слышать в греческой церкви. Песнопение было по-настоящему прекрасным и не таким однообразным, как обычно. В особенности мелодия одного фрагмента, который повторялся множество раз на протяжении всей службы (точнее, повторялась мелодия: слова, возможно, отличались), была настолько прелестной, что я с радостью послушал бы ее еще много-много раз. Там присутствовали два епископа, и, ближе к концу службы, один из них встал посреди храма с маленькой кистью (очевидно, погруженной предварительно в освященное масло) и стал чертить крест на лбах прихожан, когда они начали подходить к нему по одному; при этом каждый сначала целовал книги, лежавшие на столе, затем получал крестное знамение, а потом (во многих случаях) целовал руку епископу. ТЕОФИЛЬ ГОТЬЕ. «ПУТЕШЕСТВИЕ В РОССИЮ» На этот раз я имел полную возможность рассмотреть в подробностях очаровательную часовню, воздвигнутую в честь святого Николая Чудотворца на месте, где соединяются подвижные части моста. Это прелестное зданьице построено в типично византийско-московском стиле, который так хорошо соответствует православному культу и который я с удовольствием хотел бы видеть повсюду в России. <…> Перед иконой днем и ночью горит лампада. Проезжая мимо часовни, извозчики берут поводья в одну руку, другой приподнимают шапку и крестятся. Прохожие мужики прямо в снег кладут земные поклоны. Солдаты и офицеры, проходя мимо, произносят молитву, стоя неподвижно с непокрытой головой. И это в двенадцать или пятнадцать градусов мороза! Женщины поднимаются по лестнице и после многочисленных коленопреклонений целуют образ. Вы можете подумать, что подобное поведение принято только у простых, непросвещенных людей. Но нет, это не так. Никто не проходит мост, не проявив знаков уважения по отношению к святому покровителю часовни, и в копилки, поставленные по обе стороны часовни, льются рекой копейки. АСТОЛЬФ ДЕ КЮСТИН. «РОССИЯ В 1839 ГОДУ» В греческой церкви музыкальные инструменты под запретом, и хвалу Господу возносят здесь при богослужении только человеческие голоса. Суровость восточного обряда благоприятствует искусству: церковное пение звучит у русских очень просто, но поистине божественно. Мне казалось, что я слышу, как бьются вдали шестьдесят миллионов сердец - живой оркестр, негромко вторящий торжественной песни священнослужителей. Я был взволнован: музыка заставляет забыть обо всем, даже о деспотизме. ЭДВАРД КАММИНГС. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕТОВАРИЩА КЕММИНКЗА В СТРАНЕ СОВЕТОВ» (О соборе Василия Блаженного) глыба заканчивается у Чего-то сказочного буйство скрученных соцветий — пучкообразное невозможное завихряется вместе в одном шприцеподобном экстазе: сумасшедшая вещеобразная греза торжественно зазывающая из пространства-времени, фатальная жестикуляция, акробатическая (пронзающая рывок завтрашнего яркой запредельностью вчерашнего) — начисто Субъект, катастрофический; отчетливый, неземной и без страха. Р. М. РИЛЬКЕ. «КАК НА РУСИ ПОЯВИЛАСЬ ИЗМЕНА» — Видите ли, — пришло мне в голову, — людей испортило чтение карт. Там все плоско и ровно, и когда нанесены четыре стороны света, людям кажется, что все уже сделано. Но ведь страна — не атлас. В ней есть горы и низины. Она должна упираться во что-то вверху и внизу. — Гм... — задумался мой друг. — Вы правы. Но с чем же может граничить Россия с этих двух сторон? Вдруг больной стал совсем похож на мальчика. — Вы это знаете! — вскричал я. — Может быть — с Богом? — Да, — подтвердил я, — с Богом. — Так, — понимающе кивнул мой друг. Но потом им овладело некоторое сомнение. — Разве Бог — страна? — Я думаю, нет, — возразил я, — но на примитивных языках часто различные вещи имеют одинаковые названия. Вероятно, есть страна, которая называется Бог, и тот, кто ею владеет, — тоже называется Богом. Простые народы часто не различают свою страну и своего царя, ведь оба велики и добры, страшны и велики. — Я понимаю, — медленно проговорил человек в окне. — И заметно в России это соседство? — Оно заметно решительно во всем. Влияние Бога мощное. Сколько ни приносят вещей с Запада, все европейские вещи обращаются в камни, как только переходят границу. Есть среди них и драгоценные камни, но только для богатых, так называемых «образованных», тогда как оттуда, из иной страны, приходит хлеб, которым живет народ. — Так народ там живет в довольстве? Я колебался: — Нет, это не совсем так, ведь въезд из страны «Бог» затруднен по многим причинам... — старался я отвлечь его от этой мысли. — Но они переняли многие обычаи этого пространного соседства, например весь церемониал. О царе говорят почти как о Боге. — А разве там не говорят «Ваше величество?» — Нет, там обоих называют «батюшка». — И перед обоими преклоняют колени? — Перед обоими повергаются ниц, касаясь лбом земли, плачут и взывают: «Я грешен, помилуй меня, батюшка». Немцы, которые видят это, говорят: недостойное раболепствие. Я думаю иначе. Что значит это преклонение? Оно означает: я благоговею. Немцы думают, что для этого достаточно обнажить голову. Ну да, конечно, поклон — выражение того же чувства, но сокращенное; он возник в тех странах, где нет такого большого пространства, чтобы каждый мог повергаться на землю. Но сокращение часто становится механическим и теряет свой первоначальный смысл. Поэтому хорошо там, где есть еще время и простор целиком выписать выражение прекрасного и истинного слова: «благоговение». |
Ссылки по теме:
Двое на острове - «Российская газета», 12.02.2016
«Слово» патриарха прозвучало в Ватикане" - ГодЛитературы.РФ, 22.09.2015
Книга патриарха Кирилла на сайте ватиканского издательства
Патриаршая литературная премия вручена — ГодЛитературы.РФ, 29.05.2015
Патриарх Кирилл о Валентине Распутине — ГодЛитературы.РФ, 18.03.2015