САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Итоговое сочинение. Направление «Надежда и отчаяние»

В каких произведениях стоит искать аргументы для направления «Надежда и отчаяние»

Надежда и отчаяние_итоговое сочинение
Надежда и отчаяние_итоговое сочинение
Ольга-Лапенкова

Текст: Ольга Разумихина

Фото: pxhere

Направление «Надежда и отчаяние» наряду с «Гордостью и смирением» выпускники будущего года считают самым сложным. Многих школьников темы, которые могут попасться в этом блоке, откровенно пугают, и ребята считают, что рассуждать об этих материях на итоговом сочинении они точно не станут. И, в общем-то, зря. Потому что, если немного посидеть и подумать, окажется, что ничего сложного в этом направлении нет.

Что такое надежда? Очевидно, это предвкушение чего-то прекрасного, вдохновляющего, чудесного.


Возможно, повальный страх перед направлением «Надежда и отчаяние» вызван тем, что надежда для современного школьника — понятие, не всегда соотносящееся с реальным миром.


И правда, на что можно надеяться, когда тебе лет семнадцать? Поступить в хороший институт? Выиграть в профессиональном конкурсе, реализовать творческие задумки? Но это зависит не столько от надежды, сколько от личных усилий. Можно, конечно, надеяться на то, что любимая девушка ответит на твои знаки внимания и согласится сходить в кино, — но это ближе к направлению «Он и она».

Согласно Философскому энциклопедическому словарю, «надежда — ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении надежды. Негативное ценностное значение надежды обосновывалось тем, что она воспринимается как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности надежды не всегда делался вывод о том, что она является злом». Так что же получается: надежда — это последний прутик, за который хватается утопающий, и прутик крайне ненадежный? Получается, если возникнет какое-то жизненное затруднение, надо сразу настраиваться на пессимистичный исход дела? А как же утверждение, что надежда умирает последней?

Очевидно, надежда — это не вполне то переживание, которым можно управлять. Она живет в сердце каждого человека даже в самые темные времена, чем бы ни были обусловлены жизненные трудности: нестабильной политической или экономической ситуацией, нехваткой финансов, болезнью, невезением. И, думается, именно надежда помогает страдальцу не сдаваться, бороться до конца. Если человек опускает руки — на место надежды приходит отчаяние («состояние крайней безнадежности, упадка духа вследствие горя, неприятности», поясняет Толковый словарь Ушакова).


Несчастный, которым завладело отчаяние, перестает принимать хотя бы какие-то усилия, чтобы поправить свое положение.


Человек погружается в хандру, и теперь его жизнь и здоровье зависят от окружающих. Если друзья и близкие не теряют надежды на выздоровление близкого, для него еще все возможно, пусть нескоро и не сразу. А если они тоже предаются отчаянию?

Можно предположить, что эксперты ждут от школьников, решившихся писать сочинение по направлению «Надежда и отчаяние», примерно таких рассуждений. Темы могут быть следующими:

  • Правда ли, что в любой ситуации нужно сохранять надежду на лучшее?
  • На что или на кого мы можем надеяться?
  • Что происходит с человеком, впавшим в отчаяние?
  • Ложь во спасение — это благо или зло?
  • Почему наши надежды часто не оправдываются?
  • Как помочь человеку, погрузившемуся в пучину отчаяния?

В каких же произведениях затрагивается тема надежды и отчаяния? Очевидно, в стихах, рассказах, повестях и романах авторов, у которых выдалась тяжелая, полная лишений и горестей жизнь. Ведь лучше всего человек пишет о том, что пережил сам. Классиков (особенно российских) XIX—XX вв. в большинстве своем счастливыми людьми не назовешь, но есть несколько персоналий, которые, пожалуй, писали о надежде и отчаянии наиболее убедительно:

  • М. Ю. Лермонтов. Рано оставшийся сиротой, не имевший настоящих друзей, зато наживший немало врагов, М. Ю. Лермонтов вошёл в историю русской литературы как автор самых проникновенных стихотворений о несчастной судьбе, непонимании, одиночестве. Между надеждой и отчаянием постоянно балансирует и «герой нашего времени» Григорий Печорин. Он находится в постоянных поисках смысла жизни, ищет, куда приложить энергию, и в глубине души надеется обрести родственную душу, но вместо этого ломает жизнь тем, кто проявляет к нему хотя бы минимальную симпатию. Чего стоит только сюжетная линия с княгиней Верой, которая любит его «как рабыня». Печорин, некогда уже оставивший возлюбленную, снова встречает её на юге России. Кажется, офицер не так уж и ценит их редкие встречи и разговоры о сокровенном. Но, узнав, что муж увёз её из Кисловодска, Печорин скачет всю ночь, не теряя надежды увидеться с возлюбленной ещё раз. Однако надежда сменяется отчаянием: измученный конь умирает, и Григорий больше никогда не встречается с Верой. 
  • Ф. М. Достоевский. В возрасте 28 лет автор «Белых ночей», «Бедных людей» и «Преступления и наказания» (именно эти произведения проходят в рамках школьной программы) был приговорён к смертной казни. Произошло это потому, что он состоял в тайном обществе петрашевцев — радикально настроенных молодых людей, которые были уверены в необходимости государственного переворота. На одном из их собраний Достоевский прочитал вслух одно из писем Белинского Гоголю, что и стало поводом приговорить будущего классика к «смертной казни расстрелянием». Казалось бы, как в такой ситуации сохранить надежду на лучшее? Однако в последний момент петрашевцы узнали, что приговор изменился: вместо казни — ссылка в Сибирь. (Кстати, один из петрашевцев, отчаявшийся в собственном спасении, не выдержал испытания и сошёл с ума.) Во время и после каторжных работ Фёдор Михайлович написал множество произведений о надежде и отчаянии. Если вы уже знаете школьную программу назубок, стоит прочесть «Записки из подполья» и «Записки из мёртвого дома» — вот где суровых жизненных испытаний хоть отбавляй.
  • Джек Лондон. Классик американской литературы XIX—XX вв. рано познакомился с лишениями. Он рос в бедной семье, где помимо него было ещё четверо детей, и с юных лет брался за любую работу: он был продавцом газет, уборщиком, мальчиком на побегушках, кочегаром, матросом, гладильщиком в прачечной. В 1902 году писатель отправился в Англию и поселился в самом неблагополучном районе Лондона, где собирал материал для книги «Люди бездны». На протяжении нескольких месяцев он наблюдал за жизнью людей, изнуренных бесконечной работой, лишившихся всякой надежды заработать достаточно, чтобы приобрести хотя бы крохотную комнатушку. Работяги теснились в съёмных квартирах, где было не протолкнуться от таких же бедняков и их оборванных детей, а в случае болезни попадали на улицу, и подняться со «дна» в таком случае было практически невозможно. Книга заставляет задуматься о том, что заставляло одних людей держаться за возможность прожить ещё один день, тогда как другие не выдерживали и совершали самоубийство.

Если у вас нет времени скрупулёзно готовиться к итоговому сочинению и запоминать имена и фамилии бесконечных героев, можно обратиться к поэзии. Тем более что среди русских лириков есть один, творчество которого можно назвать «палочкой-выручалочкой» для всех выпускников. Это Эдуард Асадов, поэт-фронтовик, лишившийся зрения во время Великой Отечественной войны. Этот автор писал афористичные стихи обо всех вечных вопросах — в том числе о надежде и отчаянии. И пусть литературные критики ставят под сомнение художественную ценность его произведений, в качестве аргументов они подходят отлично. В сочинении по теме «Надежда и отчаяние» можно процитировать, например, стихотворение «Высокий долг» — о том, что врач никогда не должен терять надежду, даже если его пациент безнадёжен. Произведение заканчивается следующим призывом:

Нельзя на смерть с покорностью смотреть,

Тем паче где терять-то больше нечего,

И как порою ни упряма смерть —

Бесстрашно биться, сметь и только сметь!

Сражаться ради счастья человечьего.

Так славьтесь же на много поколений,

Упрямыми сердцами горячи,

Не знающие страха и сомнений

Прекрасные и светлые врачи!

А в качестве эпиграфа к сочинению можно взять строчку из всенародно любимой песни: «Надежда — мой компас земной». Только не перепутайте: текст песни написал Николай Добронравов, а Александра Пахмутова — это композитор.