САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как получить «отлично» за сочинение?

30 советов школьникам от автора книги «Как писать сочинение» Елены Полтавец. Часть 2

Советы по написанию сочинений
Советы по написанию сочинений

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото с сайта ampravda.ru

20 из 30 бесценных советов, как добиться оценки «отлично» за сочинение, от доцента кафедры русской литературы Института гуманитарных наук, кандидата филологических наук Елены Полтавец мы уже опубликовали ранее. Первую часть рекомендаций можно найти здесь. С самыми же «вкусными» и «продвинутыми» советами предлагаем вам ознакомиться сейчас.

21. Нужна полнота использования программного материала. Раньше вузы издавали свои программы, где были перечислены произведения, знание которых обязательно для абитуриента. Но и в наше время то сочинение, в котором будет затронут более обширный круг произведений, выигрывает. Например, говоря о теме творчества в лирике Пушкина, постарайся вспомнить не только стихотворения «Поэт», «Поэту» и «Я памятник…».

То же требование к сочинению по одному произведению. Например, готовя сочинение о проблеме ума и безумия в «Горе от ума», не забудь, что


в комедии только слово «ум» употребляется разными персонажами в общей сложности 79 раз!


На ум и безумие у каждого персонажа своя точка зрения. А выражения «сойти с ума», слова «безумный», «пофилософствовать» и др. - они ведь тоже имеют отношение к теме! Говоря о теме долга в «Капитанской дочке» не забудь, что долг там не только «дворянский», «офицерский», «моральный», но и денежный - 100 рублей, которые Гринев проиграл Зурину. Раскрыть тему - это не выделить в произведении какой-нибудь «кусок»: образ, детали, сюжетную линию (потому что художественное произведение - не пирог, который можно разрезать на кусочки) - а осветить весь текст (или несколько текстов) особо направленным лучом. Приведу пример из практики. «Город и деревня в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" - тема трудная или не очень? Пятерка в классе только одна. Автор пятерочного сочинения не забыл, что эпиграфом ко второй главе романа является восклицание «О rus!» («О деревня!» - Гораций), переведенное Пушкиным как «О Русь!». Но ведь и идеал Пушкина, Татьяна, «русская душою», то есть деревенская барышня. Дело, впрочем, не столько в поисках единственно правильной интерпретации (ее и быть не может), сколько в умении заметить и сопоставить. Научный комментарий - дело ученых, а внимательное чтение, богатство ассоциаций - достояние вдумчивого читателя, который вовсе не профессиональный филолог. Что было написано в рецензиях на другие неплохие сочинения, авторы которых не получили высший балл? Написано было, что более полному раскрытию темы помешало недостаточное внимание к анализу всех связанных с данной темой особенностей текста произведения.

22. Следующий прием поможет написать сочинение на тему, не уклоняясь в сторону. Следи за тем, чтобы главное слово и его синонимы встречались на каждой странице по три-четыре, а то и больше раз. Если пишешь сочинение про роль эпизода, мотива, образа и т.д., почаще используй слова «роль», «функция», «значение». Пишешь об изображении Москвы - повторяй «образ», «картины», «обрисовка» и т.д. Это психологически помогает раскрыть тему и воздействовать на проверяющего, чтобы он тоже уверился: тема раскрыта.

7268431

23. В двух-трех местах сочинения задай себе вопрос и ответь на него. Поставь где-нибудь восклицательный знак. Один раз можно позволить себе вводное слово или предложение («как нетрудно заметить», «разумеется», «возможно», «скорее всего» и пр). Вообще покажи экзаменатору, что ты знаешь о существовании таких знаков препинания, как двоеточие или тире. Поставь их где-нибудь в одном или двух случаях, если, конечно, уверен в правильном использовании.

24. Ни в коем случае не пиши дурацких эпитетов вроде «великий», «гениальный», «красочно и ярко», «четко», «точно» и т.д. Не пиши, что писатель «отобразил» (автор не отображает, а создает). Не делай крутых заявлений типа: «Лучшее произведение Булгакова - роман «Мастер и Маргарита»», «Самый известный роман Гончарова - «Обломов»», «Любимый герой Грибоедова - Чацкий» и т.п.

25. Не забывай, что в сочинениях на тему, где главное слово «изображение» или «образ»,


требуется не пересказывать события и «черты характера», а анализировать приемы и способы изображения.


26. Не делай выговоров героям произведения, как своим друзьям или знакомым, не учи их жить и не приписывай им то, в чем они не виноваты: «Арсеньев не понимал всю глубину чувств Лики»; «Фамусов был жестоким крепостником», «Андрей Болконский эгоистически стремился к славе», «князь Андрей совершил непоправимую ошибку, покинув Наташу на целый год», «Чичикова интересовала только нажива» и т. д. Во-первых, герои русской классики всегда намного сложнее, а во-вторых, такого рода высказывания выходят за рамки научного стиля. Порой этим грешат даже авторы учебников, статей и монографий. Не надо им подражать в этом случае.

Не воспринимай взаимные характеристики действующих лиц (и драм, и недраматических произведений) как  авторскую позицию. Нелепо подтверждать «черты фамусовского общества» нелестными высказываниями Чацкого. Это только позиция одного из персонажей, пусть центрального. Мы ведь не думаем, что Салтыков-Щедрин дает характеристику всем Головлевым устами Иудушки.

df7abc3dd89826af351bd82dc07

27. Очень внимательно подходи к определению границ анализируемого материала (см. п. 10 и 21). Случаются курьезы. Обращаться ли к стрекозе и муравью в сочинении на тему «Образы зверей в баснях Крылова»? А вот в сочинении на тему «Изображение дворянства в романе И. С. Тургенева 'Отцы и дети'» нельзя игнорировать Евгения Базварова и его родителей, потому что они тоже дворяне. Относится ли к «фамусовскому обществу» и к москвичам Молчалин? Да, но нужно заметить, что дворянином и москвичом он сделался благодаря Фамусову, который выхлопотал ему «чин асессора» и перевел его из Твери в Москву. Можно ли говорить о мотиве одиночества в связи с стихотворением Лермонтова «Пророк»? Конечно. В стихотворении нет слов «один», «одиночество», но пророк остается в одиночестве и в пустыне, и в «шумном граде».

28. Иногда спрашивают, сколько должно быть цитат в сочинении. Вопрос имеет отношение к объему сочинения, и на него придется ответить так же, как на вопрос об объеме сочинения: «Столько, сколько нужно для того, чтобы оптимально раскрыть тему за тот срок, который отведен на написание сочинения».


Школьники часто уверены, что цитировать следует целое предложение или даже несколько предложений.


И только это будет цитатой. А разве мы не цитируем текст «Мертвых душ», когда пишем в сочинении, что автор называет Плюшкина «прорехой на человечестве», а Чичиков Коробочку - «дубинноголовой»? Сколько таких «текстовых», ключевых слов или словосочетаний должно быть в сочинении? Наверное, побольше. И, конечно, их надо не только упомянуть, а и объяснить их роль в создании образа, в детализации, в композиции и т.д. Кроме того, в сочинении на тему, ориентированную на цитаты (например, «Роль пуанта в баснях Крылова», «Афористичность комедии Грибоедова «Горе от ума», «Роль эпиграфов в романе Пушкина «Евгений Онегин»), прибегать к цитированию целого предложения или фразы придется, по-видимому, чаще, чем в сочинениях на другие темы.

1608255-R3L8T8D-500-sochinenie-0025

Особняком стоят сочинения, посвященные стихотворным произведениям. Собственно стиховедческий анализ (анализ рифмы, фоники, ритма и строфики стихотворения) предполагает, естественно, особый подход к цитированию. Очень важен принцип сокращения объема цитируемого фрагмента при максимальном охвате текста произведения (этот принцип применим и к анализу прозаических произведений). Поясним на следующем примере. Допустим, мы анализируем рифму и схему рифмовки (рифма и схема рифмовки - не одно и то же). В сочинении обычно достаточно охарактеризовать рифму как «точную», «богатую», «глубокую», «мужскую» или «женскую». Будем ли для этого цитировать рифмующиеся строки стихотворения? Конечно, нет! Выпишем лишь несколько пар рифмующихся слов. Так, в стихотворении Пушкина «Элегия» (1830) встречается рифма точная (приведем примеры: «веселье» - «похмелье», «горе» - «море», «дней» - «сильней»); последний пример представляет еще и богатую рифму, характеризующуюся тем, что совпадают и предшествующие ударному гласному т.н. опорные согласные. Точно так же проиллюстрируем наличие мужской и женской рифмы (первый и второй пример - женская рифма, третий - мужская). Таким образом, наше сочинение выигрывает в аналитичности, сокращая объем цитат. Способ же рифмовки достаточно только назвать и связать со строфической характеристикой, т.е. написать в сочинении: «Рифмовка парная, стихотворение не делится на двустишия, имеет астрофическую композицию».

Ритмическую организацию стихотворения мы в сочинении можем проиллюстрировать, выписав одну строку и снабдив ее метрической схемой:

Безумных   лет   угасшее   веселье

˅  –  |  ˅         – |     ˅ – | ˅˅|  ˅  –|  ˅ ,

где знак  « – » означает ударный слог, а  «˅»  - безударный, вертикальные линии разделяют стопы (разумеется, можно выбрать и другие значки, главное - пояснить их). Из схемы видно, что размер стихотворения - пятистопный ямб, четвертая стопа первого стиха - пиррихий; так и напишем в сочинении. Конечно, нам может встретиться стихотворение, где другие строки или строфы написаны иначе, но и тогда достаточно будет проанализировать по одной строке из других вариантов. (Разумеется, в академическом стиховедении размер определяется только при составлении  метрической схемы всего стихотворения.).

Самые короткие цитаты - это примеры аллитерации и ассонанса, вообще фонетические характеристики стихотворения.


В сочинении достаточно охарактеризовать смысл нескольких самых ярких, на взгляд автора сочинения, фонетических черт стихотворения.


Например, о строке «Порой опять гармонией упьюсь» (из того же стихотворения Пушкина «Элегия») написать так: «Повторение звуков (сочетания [ар]) и чередование [ап`] - [уп`] в стихе, где упоминается «гармония», и создает впечатление гармонического равновесия». Как видим, для такого анализа достаточно процитировать несколько даже не слов, а звуков в транскрипции. В прозаических произведениях тоже встречаются и звукоподражание, и звуковой символизм (значит, примеры из прозы тоже могут быть процитированы таким образом).

Нельзя подменять анализ произведения пересказом, а цель цитирования сводить к иллюстрации пересказа. Вот типичный пример бессмысленного цитирования:

«Татьяна близка к народу и к природе. Она суеверна, для нее характерна вера в сны, предчувствия, приметы, гадания на картах:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны».

Зачем же автор сочинения пересказывает целых четыре строки? Или ему кажется, что Пушкин не совсем понятно выразил свою мысль?


Цитировать, чтобы под видом анализа неуклюже перефразировать, - это себя наказать.


Соседство с пушкинскими, тургеневскими, толстовскими строками лишь подчеркнет убогость «комментария». А самое ужасное впечатление производит переложение стихов прозой, да еще с заботливыми «пояснениями»:

«В этом стихотворении Пушкин сообщает друзьям, что темницы, в которых они томятся, скоро рухнут».

Автор сочинения не задумывается, может ли быть приятным для друзей такое «сообщение». Реализация (буквальное понимание) метафоры «темницы рухнут», возникающее при таком пересказе, производит комический эффект.

перлы-из-школьных-сочинений-3

Еще примеры из сочинений:

«Пушкин говорит, что он расцветает с каждой осенью»;

«В стихотворении упоминается Наполеон, который угасал в гробнице славы».

Внутренняя установка на анализ, а не пересказ произведения должна заставить при выборе цитаты задуматься над целью и смыслом цитирования. Автор сочинения должен спросить себя: «Какую мою мысль о произведении, какое мое понимание, какое мое впечатление я хочу подтвердить приведенным фрагментом?». В сочинении мы демонстрируем не умение пересказывать, а понимание произведения.

29. Не забывай о литературоведческих терминах! В хорошем сочинении их встречается 40-50, а то и больше. Только не думайте, что автора этих строк случайно выпустили из сумасшедшего дома. Ведь и «роман», и «драма», и «трагедия», и «автор», и «сюжет», и «герой», и «персонаж», и «стихотворение», и «образ», и «композиция», и «деталь», и «портрет», и «пейзаж», и «конфликт», и «сравнение», и «эпитет», и «антитеза», и «гипербола», и «реализм», и «лирическое отступление», и «эпилог», и «эпиграф», и «ямб», и «рифма», и «символика» - термины, вот уже и больше десяти набралось. Словарь литературоведческих терминов поможет освоить и другие.


Владение терминологией дисциплинирует мысль.


Никто ведь не называет в задачах по геометрии окружность блинчиком, а цилиндр - сосиской. Поэтому помни, что Онегин и Базаров - персонажи художественного произведения, а не реальные люди, что в произведении есть сюжет, а не просто приключения (см. п. 26) и т.д.

30. Хоть и не в стихах, но напоследок я вот что скажу. Герой «Войны и мира» Андрей Болконский приходит к выводу, что нет и не может быть никакой военной науки (ох, как досталось Толстому от его современников за это, да и сейчас достается), а успех зависит от «чувства», которое есть «в каждом солдате». На войне, в любви и в творчестве успех зависит от чувства, а если его нет, никакие диспозиции сражений, пособия по сексу и пособия по написанию сочинений не помогут. «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть», -  говорит князь Андрей в «Войне и мире». Сочинение - это прежде всего творчество. Творчеству нельзя научить, но ему можно научиться. «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать», - говорил Лев Толстой. И только тот научится, кто ощущает потребность в творчестве.

5_7

ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ

  1. Программы и указания для поступающих в Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. М.,1993.
  2. Ильин Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. М., 1993.
  3. Эсалнек А. Я. Основы изучения литературы. В помощь абитуриенту и школьнику. М., 1998.
  4. Полтавец Е. Ю. Как писать сочинение. М., 1998 и др. издания.
  5. Серия книг «Перечитывая классику» издательства МГУ.