Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Писатель Алексей Варламов и режиссер Карен Шахназаров

Хватит ли школе шестерых классиков?

Шахназаров предложил изучать в школе шесть «основополагающих писателей»

Текст: Андрей Васянин
На фото: писатель Алексей Варламов и режиссер, генеральный директор концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров на заседании Совета при президенте РФ по культуре и искусству в Кремле/Олеся Курпяева/РГ

Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой и Чехов. Произведения только этих «основополагающих писателей» предложил оставить в школьной программе генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

Предложение прозвучало во время выступления Шахназарова на совместном заседании Совета при президенте РФ по культуре и искусству и президентского Совета по русскому языку.


«Но изучать их надо хорошо, этого вполне достаточно, учитывая, что большое число современных школьников после школы вообще уже ничего не прочитают, — сказал Шахназаров. — А те, кто прочитает этих наших классиков, непременно захотят прочитать и Голсуорси, и Шекспира, и Бальзака, и Стендаля, и Мериме».


Мы попросили людей, имеющих непосредственное отношение к изучению литературы, поделиться своим мнением на этот счет.

Александр Архангельский, литературный критик, телеведущий:

Безусловно, в старших классах можно хоть весь год учить «Войну и мир» и на примере этого романа понять всю русскую литературу и всю русскую жизнь. Но литература, кроме всего прочего, должна дать кругозор. Чтобы понять, что такое литература, шестерых классиков, может, и хватит. Но чтобы встретиться с литературой — нет.

А классиков иностранных, о которых говорит Карен Георгиевич, изучать после классиков русских, боюсь, дети уже не захотят. Наши классики всегда жили в контексте мировой культуры, и мы их просто кастрируем, если выйдем из этого контекста. Да, в том, что не надо гнаться за количеством авторов и произведений, Шахназаров прав, а в остальном… Он просто никогда не работал в школе.

Екатерина Баркина, завуч школы № 1268, г. Москва:

А как же Серебряный век? Сегодня без него сложно представить себе русскую литературу, это время определило все развитие культуры XX века. И не надо забывать, что наши классики достаточно сложны. Я сильно сомневаюсь, что ребенок, который учится большей частью на «тройки» — а таких в старших классах сегодня много, — может в полном объеме понять Достоевского, Толстого, не говоря уж о Пушкине, который, вопреки расхожему мнению, отнюдь не прост. Да и Лермонтова изучать подробно, читать всю его поэзию, я не вижу смысла, у него далеко не все попадает в «первые ряды».

Это идея, с которой можно работать, апробировать ее, обкатать, на классиках изучить все тонкости литературы, все ее особенности. Но вы представьте, что вас привели в Третьяковку и показывают только передвижников и никогда — кубистов, Малевича и других. Вы тогда не поймете, что можно как-то иначе. Прежде чем знакомиться с Серовым, надо узнать Босха. И наоборот.

Ирина Михеева, преподаватель литературы, Лицей № 1, г. Протвино:

Идея понятна — разгрузить школьную программу, привить вкус к настоящей литературе, разбудить у детей желание подумать над философскими вопросами. Но эти вопросы могут быть не по возрасту, ведь даже в институтах классиков не изучают подробно, а всегда — в обзоре. И я считаю, что детям надо дать возможность выбирать. У нас и так Пушкин представлен почти полностью, Лермонтов тоже — очень широко. А Гоголь, Достоевский, боюсь, в большом объеме вызовут у детей оскомину.

Оригинал статьи:
Шахназаров предложил изучать в школе шесть «основополагающих писателей» — «Российская газета», 5.12.2016

05.12.2016

Просмотры: 0

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ