Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Достоевский-Преступление-и-наказание

В помощь школьнику. 10 класс. «Преступление и наказание»

В начале февраля учащиеся 10-х классов, как правило, начинают или продолжают проходить роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тем, кто уже одолел роман, вкратце напомним сюжет, а остальным подскажем, на что обратить внимание при первом чтении

Ольга-ЛапенковаОльга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Текст: Ольга Разумихина

Как всё начиналось

Одним нестерпимо жарким летним днём (литературоведы установили, что это было 7 июля 1865 года) молодой человек по имени Родион Раскольников боязливо выходит из дому, чтобы не столкнуться с хозяйкой, которая сдаёт ему комнату и которой он давно задолжал, и направляется к процентщице Алёне Ивановне — женщине лет шестидесяти, которая устроила у себя нечто вроде ломбарда. Вот только денег за ценные вещи она даёт несусветно мало, а если уж отдал ей перстень или подвеску — можешь с ними попрощаться.

Раскольников это понимает, но он уже второй день ничего не ел, поэтому, ещё не выкупив кольцо, которое ему подарила сестра Дуня, закладывает часы покойного отца и просит за них четыре рубля, но получает только полтора.

Для сравнения, жалованье наёмных служащих, например приказчиков на железнодорожных станциях, составляло порядка 25 рублей в месяц; аренда комнаты обходилась не менее чем в 20 копеек в сутки, десяток яиц — в 10 копеек. Выходит, отцовские часы обеспечили Раскольникову дай бог если неделю сносного существования. И, конечно, Родион мог даже не мечтать о том, чтобы отдать долги квартирной хозяйке.
Спустя два дня Родион снова придёт к Алёне Ивановне — но уже с топором. И убьёт женщину, желая ограбить, а заодно и отомстить за несправедливость ко всем униженным и оскорблённым (кстати, именно так Достоевский назовёт другой свой роман, который вышел за пять лет до «Преступления и наказания»). Вот только жертвой помутившегося рассудком студента станет не только Алёна Ивановна, но и её несчастная тридцатипятилетняя сестра Лизавета, женщина кроткая, безответная, привыкшая тяжело трудиться и отдавать все деньги старшей родственнице, а ещё — «поминутно беременная»: негодяи не раз брали её силой, понимая, что она не обратится в полицию. Лизавета вернётся домой раньше, чем предполагала, и застанет Родиона с топором рядом с телом сестры.

Вопреки всем законам такого жанра, как детектив, с момента убийства сюжет Ф. М. Достоевского только начинается. Писатель не ставит первостепенной задачей заинтриговать читателя: он сразу показывает, кто и почему совершил злодеяние. С этого момента начинается тяжелейший путь Раскольникова к раскаянию, очищению и спасению своей души (не будем забывать, что Достоевский — писатель, для которого особенно важны христианские идеи).

Расправившись с Алёной Ивановной и Лизаветой, Родион возвращается в съёмную комнату и впадает в состояние бреда. Тем временем совсем неподалёку разворачиваются ещё две трагедии. Одна происходит в семье юной Сони Мармеладовой, вынужденной получить «жёлтый билет», чтобы не дать умереть с голоду вечно пьяному отцу, мачехе и её детям; другая — в семье самого Раскольникова, и снова из-за денег. Его сестра Дуня собирается выйти замуж за богатого, но нелюбимого предпринимателя по фамилии Лужин, который кичится своей обеспеченностью и презирает тех, кто беднее, а почти нищую девушку берёт себе в жёны только для того, чтобы она всю жизнь была ему благодарна. Вскоре Дуня узнает о болезни брата и навестит его в съёмной комнате, а там и до знакомства с Лужиным недалеко…

История создания

Первоначально Ф. М. Достоевский не собирался сводить столько сюжетных линий в один роман. У него было два отдельных замысла: роман «Пьяненькие» о семье, похожей на семью Мармеладовых, — и повесть-исповедь от лица молодого человека, который совершил преступление, руководствуясь самостоятельно выведенной теорией общественной справедливости. Однако впоследствии два замысла органично объединились в один, причём причина была не только в творческом переосмыслении, но и в том, что петербургские газеты не заинтересовались произведением о Мармеладовых.

«Роман мой называется «Пьяненькие» и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке», — писал Достоевский в начале лета 1865 г. В. Ф. Коршу, издателю «Санкт-Петербургских ведомостей». Однако Корш отказался выдать автору аванс с тем, чтобы впоследствии он продал готовый роман их газете. Такое же решение приняли и в редакции «Отечественных записок» — знаменитого журнала, в котором печатали произведения Салтыкова-Щедрина, Лескова, Тургенева, Писемского и многих других крупнейших писателей XIX в. и в котором уже публиковались другие работы Достоевского. В исторической перспективе решение издателей оказалось удивительно верным, иначе, вполне возможно, мир не увидел бы романа «Преступление и наказание».

Герои-теоретики

Одна из мыслей, которые Ф. М. Достоевский доказал на примере судьбы Родиона Раскольникова, звучит так: «Любой человек, решивший жить в соответствии с какой-либо теорией, обрекает себя на мучения. Мир не исчерпывается философскими концепциями. Люди же, которые живут «головой», забывают о сердце и теряют любовь к Богу и людям; они уже не помнят, что все мы — братья и сёстры. Таким людям придётся пройти через многие мучения, чтобы очистить свою душу раскаянием, особенно если теория велит им совершать преступления — пусть даже под благовидным предлогом».

Именно такой теорией и одержим Родион Раскольников в начале романа. Он считает, что все люди делятся на две большие группы: «твари дрожащие» и «право имеющие». «Право имеющие» — это такие персоны, как, например, Наполеон Бонапарт, спартанский законодатель Ликург или афинский политик Солон: ради общественного блага они могут «идти по головам» и жертвовать жизнями простых смертных, которые, соответственно, считаются «тварями дрожащими». Эту теорию Раскольников, некогда учившийся в университете на юриста, но отчисленный из-за нехватки денег, выводил в соответствии с изученной научной литературой. Но «последним штрихом» в формировании данной теории оказался разговор, случайно услышанный Родионом в трактире. Два молодых человека обсуждали, дозволено ли убить богатую, но зловредную старуху-процентщицу, которая не тратит деньги на благие дела, — и отдать её сбережения девушкам и юношам, живущим в нищете.

Теория настолько захватывает несчастного Раскольникова, что он даже оформляет её в статью и посылает в журнал. Именно эту публикацию впоследствии отыскивает следователь Порфирий Петрович — и убеждается, что двойное убийство — дело рук Родиона. Однако слуга закона не спешит арестовывать бывшего студента: он убеждён, что молодой человек раскается и сам придёт в участок с повинной. Благодаря Соне Мармеладовой, которая живёт вовсе не по теории, а по закону Любви, который заповедовал Иисус Христос, так и происходит. Не случайно Соня читает Раскольникову евангельскую притчу о Лазаре, который был воскрешён Спасителем. Девушка убеждена, что каждый человек может духовно переродиться, какое бы страшное преступление он ни совершил.

Впрочем, Раскольников — не единственный персонаж-теоретик в романе. Ещё один герой, выработавший для себя свод правил и принципов и твёрдо им следующий, — тот самый несостоявшийся жених Дуни Лужин, придерживающийся «теории разумного эгоизма». Лужин считает, что каждый человек должен заботиться прежде всего о самом себе. Ведь если бедный, у которого всего одна рубаха, отдаст половину рубахи другому страждущему, они оба будут раздеты. А если преуспевающий человек купит условную рубаху самому себе, он таким образом статистически повысит число людей, не испытывающих нужды.

Наконец, стоит упомянуть и такого героя, как Свидригайлов, — своеобразного «двойника» Раскольникова, также уверенного, что цель оправдывает средства. Судьба этого человека складывается намного более трагично, чем судьба Лужина. Если последний «всего лишь» теряет невесту и ссорится со всей её семьёй, то Свидригайлов «отправляется в Америку» — эвфемизм XIX века, обозначающий самоубийство.

А вот Разумихин, добродушный, трудолюбивый и жизнерадостный, хотя и слишком импульсивный приятель Раскольникова по университету, для которого важны не теории, а душевное общение с близкими, обретает счастье с Дуней. Он не отказывается от неё даже после того, как узнаёт о преступлении Раскольникова, — напротив, он планирует поселиться с новообретённой супругой в Сибири, чтобы иметь возможность помогать осуждённому Родиону. Туда же перебирается и Соня Мармеладова, и не случайно роман заканчивается эпизодом, в котором Раскольников стоит перед девушкой на коленях: он преклоняется любви к человечеству, её большому и чистому сердцу.

Символы и детали в произведении

Ф. М. Достоевский — автор «плотных», глубоких текстов, наполненных символами, деталями и глубокими сравнениями, и роман «Преступление и наказание» не стал исключением.

В первую очередь бросаются в глаза говорящие фамилии. Раскольников, естественно, назван так потому, что в его душе происходит раскол. Когда-то он был сострадательным юношей (не случайно он с замиранием сердца наблюдает, как злые люди веселья ради убивают лошадь, и затем видит эту душераздирающую сцену во сне). Но затем он пошёл на поводу у гордыни и возомнил, что он лучше большинства остальных людей. Мармеладова получила свою фамилию по принципу «от обратного», ведь её жизнь — не сахар, и это ещё мягко сказано. С Разумихиным всё так же просто, ведь он умён, а также обладает чисто бытовой смекалкой, — как и с Лужиным: «лужа» — это нечто грязное и опасное, «мёртвая вода», место, которое лучше обойти стороной, чтобы не запачкаться.

Также стоит обратить внимание на менее очевидные символы и детали. Например, Сонечка Мармеладова получает за свой первый «позор» тридцать целковых (рублей). В реальности никто не мог заплатить уличной девице настолько большую сумму: это — не что иное, как отсылка к библейским тридцати сребреникам, которые получил Иуда за предательство Христа. Появление Раскольникова в полицейском участке приходится на 20 июля — Ильин день, один из важнейших церковных праздников. А ещё есть красивая филологическая легенда о том, что, если отметить на карте дороги, по которым ходит Родион Романович на протяжении всего романа, они образуют крест.

Использованные источники

А. Першкина. Семь секретов «Преступления и наказания».
Г. М. Фридлендер. «Преступление и наказание».
Сетевое издание «Фёдор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества».

03.02.2020

Просмотры: 0

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ