Текст: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Фото: Дарья Попова/«Театр-Театр»:
В Екатеринбурге состоялась премьера музыкально-поэтической композиции «#КонституцияРФ». Источником вдохновения для ее создателей послужил Основной закон державы. На площадке «Ельцин-центра» ее воплотили молодые актеры пермского «Театра-Театра».
Это не художественное чтение статей Конституции России. Вообще из ее текста звучит только преамбула, да и то не в начале действа. Скорее это рассказ о пути, пройденном нашим народом к обретению нынешнего правового фундамента государства…
Публике не стали напоминать о положении, компетенции и сроках полномочий Президента, Федерального Собрания и высшей судебной власти. В спектакль были взяты лишь важнейшие статьи Основного закона, и для каждой нашелся массив стихов и прозы из духовного наследия XX века. Право на жизнь, на труд и на жилье, на уважение достоинства, обязанность по защите Отечества с оружием в руках, деидеологизация общественно-политического строя и другие базовые принципы иллюстрированы строфами Анны Ахматовой, Зинаиды Гиппиус, Наума Коржавина, Яна Сатуновского, Генриха Сапгира, Александра Аронова, прозой Даниила Хармса, Светланы Алексиевич, Венедикта Ерофеева, Людмилы Улицкой; подкреплены выдержками из дневников Юрия Олеши, Ивана Бунина, Корнея и Лидии Чуковских, биографией Ольги Берггольц, воспоминаниями академика Д. С. Лихачева и Галины Вишневской, строками из писем Пушкина, Ариадны Эфрон, Эрнста Генри.
В рассказе о пережитом страной за последнее столетие переплелись, диссонируя и перебивая друг друга, диссидент Юлий Даниэль и классик советской песни Евгений Долматовский, друг обэриутов Николай Олейников и почвенник Александр Проханов, репрессированный режиссер Всеволод Мейерхольд и один из руководителей госбезопасности Петр Ивашутин, невозвращенец Андрей Тарковский и звезда публичной политики рубежа восьмидесятых-девяностых Анатолий Собчак. Авторов, только профессионально причастных к словесности, около пятидесяти.
Постулат о том, что никто не может быть лишен гражданства России, обоснован горькой историей Михаила Осоргина, рассказанной им во «Временах»:
«Следователь любезен: "Прежде всего подпишите бумажку". В бумажке сказано, что мне объявлено о моем аресте. "О каком аресте? Я не взял с собой подушки". Успокоительно говорит: "Вы только подпишите, я уж приготовил и другую". На другой значилось, что мне объявлено об освобождении, с обязательством покинуть в недельный срок пределы РСФСР... "И еще вот третью бумагу". На третьей значится, что в случае невыезда или бегства с пути подлежу высшей мере наказания, то есть расстрелу. "Еще заполните анкету". И действительно, как же можно без анкеты в канцелярском деле. Первый вопрос: "Как вы относитесь к советской власти?» И я пишу: "С удивлением".
А самые вдохновенные строки о созидательном труде обнаружились, как ни странно, у аполитичного Иосифа Бродского! Причем в пору, когда трудовой энтузиазм давно сошел на нет.
«Когда я вставал с рассветом и рано утром, часов в шесть, шел за нарядом в правление, — писал будущий нобелевский лауреат о своей ссылке в Архангельской области в середине шестидесятых, — то понимал, что в этот же самый час по всей, что называется, великой земле Русской происходит то же самое: народ идет на работу. И я по праву ощущал свою принадлежность к этому народу. И это было колоссальное ощущение...»
Также в спектакль включены сообщения из сводок РИА Новости, выдержки из интервью и речей современных политиков и чиновников, записка погибшего моряка с подлодки «Курск» и личные письма обычных граждан. В практике пермского драматурга Ксении Гашевой, соединившей части этих текстов в монументальное и пронзительное полотно, это первый случай, когда автору инсценировки самой не принадлежит и слова.
В самом конце композиции разноголосица индивидуальных переживаний, стон сотен тысяч страдающих «я» сменяется негромким, зримо твердеющим «мы»:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации...»
По мнению инициатора и души проекта, главного режиссера «Театра-Театра» Владимира Гурфинкеля, подобно тому, как правила дорожного движения написаны кровью тысяч погибших на перекрестках, также и нынешняя Конституция выстрадана трагедиями и лишениями предшествовавших поколений.
— Я провел для себя сравнение нашей Конституции с некоторыми зарубежными, — говорит Гурфинкель. — Пришел к выводу, что она написана романтиками! От одной фразы «Человек имеет право на жизнь» прошибают слезы. Беды, пережитые нами за столетия, из официального свода прерогатив и полномочий сделали человечный текст. И нам было ясно, что говорить о нем должно устами молодых людей.
По словам режиссера, замысел он вынашивал давно. Но лишь посетив Президентский центр Б. Н. Ельцина, решил, что премьера должна состояться здесь.
Среди зрителей премьеры оказался и... сам Борис Ельцин. В той аудитории, где и показывали первый спектакль, по соседству с основной музейной экспозицией, отражающей жизнь и деятельность первого всенародно избранного Президента России, находится бронзовая статуя его сидящего в полный рост.
Публика на родине авторов спектакль увидит только весной 2017 года. Предполагается, что он войдет в программу фестиваля «Пространство режиссуры». Дальнейшее будущее покажет, есть ли у проекта гастрольная судьба.
Ссылки по теме: