САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Картинка с улыбкой. Виктор Чижиков

Почему иллюстратору детских книг нельзя взрослеть

Чижиков-художник-иллюстратор-детских-книг-на-Красной-площади
Чижиков-художник-иллюстратор-детских-книг-на-Красной-площади

Текст: Екатерина Зайцева

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

екатерина зайцева

На книжном фестивале «Красная площадь» детям будет чем заняться. На Детской сцене для них подготовлены встречи с известными писателями, художниками, издателями, известными актерами и их не менее талантливыми детьми. А в Детской мастерской в режиме нон-стоп будут идти мастер-классы для юных любителей литературы. Можно будет освоить навыки стихосложения или помочь автору придумать окончание запутанной истории, нарисовать любимых героев из произведений Маршака и Пушкина, сделать своими руками золотого петушка и золотую рыбку, которая непременно исполнит самое заветное желание.

А 5 июня в 16:00 ребят ждет встреча с уникальным человеком, с которым заочно знакомы все дети нашей страны и их родители. Это он иллюстрировал первую книгу Виктора Драгунского, рисовал золотоволосую Элли из «Волшебника Изумрудного города», грозного синьора Помидора из «Чиполлино» и невероятно обаятельных усатых котов. ГодЛитературы.РФ поговорил с мастером художественного изображения Виктором Чижиковым о детях и детской иллюстрации.

Виктор Александрович, изменилось ли ваше отношение к детской иллюстрации с советских времен?

Виктор Чижиков: Нисколько. Мое отношение к иллюстрации никогда не менялось, я всегда предпочитал книжки посмешнее, потому что люблю юмор и всегда выражаю свои чувства. В издательствах шли навстречу, никто не ограничивал.


Мне всегда было весело рисовать,


я работал с большим желанием сделать книжку на «ура». А еще мне всегда везло на хороших авторов — Денис Драгунский, Геннадий Цыферов. Конечно, в советское время я позволял себе очень долго работать над иллюстрациями — например, над одной книжкой Сергея Михалкова трудился три года, и никто меня не торопил. Сейчас же стараются не зацикливаться на иллюстрациях.

Чижиков Приключения Чиполлино

А какому времени вы бы отдали предпочтение?

Виктор Чижиков: Я не знаю, какому времени отдать предпочтение, потому что мне было хорошо тогда, и сейчас неплохо. В советское время со мной бок о бок работали великолепные художники — Лосин Вениамин, Монин Евгений, Перцов Владимир. Между нами была настоящая дружба, мы советовались, как лучше сделать картинку. Такую дружбу я считаю очень важной, ведь ты стараешься работать лучше, чтобы тебе не было стыдно перед друзьями и по совместительству коллегами.

Я с теплом отношусь к своему прошлому.


Среда иллюстраторская — очень добрая, но сейчас она несколько отчужденная. Тем не менее, я ожидаю большого подъема иллюстрации в будущем.


В этом я возлагаю надежды на детей. Когда встречаешься с детьми и видишь, насколько они талантливы, это окрыляет. Вопрос только в том, не вытеснят ли окончательно электронные книги бумажные, которые можно полистать, рассмотреть.

Чижиков Петя и Потап

Что вам особенно важно показать в иллюстрации?

Виктор Чижиков: Что мир не без добрых людей. Всякие злые силы, к которым любят обращаться авторы, лучше попридержать, у детей еще будет возможность в жизни не раз испугаться по-настоящему. Давайте дадим детям беззаботность. Я бы на манер Маяковского рассказывал, что хорошо, а что плохо. Очень показательна в этом смысле сказка про Колобка. Вот вам Колобок и лиса, добро и зло — вечные темы детской литературы. Дети, конечно, «болеют» за Колобка, но ведь то, что его съела лиса - это наука для детей, и это не пугает. Сказка про Колобка как на блюдечке ребенку показывает, что хорошо, а что плохо. Еще надо почаще обращаться к фольклору, у каждого народа России взять по сказочке - и будет великолепный учебник жизни.

Чижиков Волшебник Изумрудного города

Когда вы работаете над иллюстрацией, вы пытаетесь на нее взглянуть глазами ребенка?

Виктор Чижиков: Я всегда смотрю на жизнь глазами ребенка, лет с десяти.


Обратите внимание на ребенка, когда он попадется вам на улице. Вы заметите, что он с большим интересом смотрит на вас.


По совершенно непонятным причинам. Если вы ему подмигнете или улыбнетесь, он еще долго будет оборачиваться и смотреть вам вслед. Что-то он в вас увидел. Дети вообще более внимательны к встречным, они взглядами изучают людей, смотрят, куда они попали, как в этом мире себя вести. Книжка должна им помочь ориентироваться в этом большом и непростом мире.

А какими должны быть иллюстрации для детей, яркие и красочные?

Виктор Чижиков: Яркость необязательна, а цвета должны быть гармоничны. Когда есть гармония, неважно, сколько цветов присутствует в книге. У моего друга Евгения Монина «Сборник африканских сказок» вышел в двух цветах, это было красиво и органично сделано, с изумительным вкусом. Все дело в образности решений. Дети на образ реагируют очень чутко, он заставляет их задумываться больше, чем цвет.

А что вы больше всего любите изображать — детей, животных?

Виктор Чижиков: Детей — безусловно.


Мое любимое животное — это кот.


Вообще люблю рисовать всех животных, кроме разве что змей.

 Сейчас много современных компьютерных мультфильмов — как вы к ним относитесь с точки зрения мастера иллюстрации?

Виктор Чижиков: В этих мультфильмах я не специалист, однако законы производства, видимо, диктуют свое, раз их делают. Мне очень нравится все рисованное рукой — рука много дает мультфильму.


Лучшие мультфильмы — советских времен, они самые внимательные к психологии ребенка, там каждый пейзаж любовно нарисован.


Чижиков Доктор Айболит

Иллюстратор должен подстраиваться под вкусы аудитории или имеет право на свое видение?

Виктор Чижиков: Прежде всего иллюстратор должен понять идею автора. Под вкусы всех невозможно подстроиться, надо думать больше о том, какая манера и техника позволит точно выразить то, что хотел сказать автор. А цель любого иллюстратора — чтобы его совместное с автором творчество понравилось всем.

Чижиков Наше вам с кисточкой

У нынешних детей гораздо более обширный выбор художественной литературы, чем в советское время, да и сами дети, выросшие в более благополучное время, другие. Как это влияет на их восприятие детской литературы?

Виктор Чижиков: На поведении детей прежде всего отражается поведение взрослых вокруг них. Когда кончилась война, мне было 10 лет. После войны еще долгое время хотелось есть. Я смотрел на мир совсем не теми глазами, как мальчик, идущий сегодня по улице и жующий хот-дог. Знаете, я много думал о значении еды при восприятии книжки. Человек, воспитанный на хот-догах, наверняка мыслит иначе, чем человек, выросший на соленых огурцах и картошке. Единого взгляда у таких противоположностей трудно добиться, но это


наша задача - всех помирить, похлопать по плечу — но не очень фамильярно — и сказать: «Держи нос выше».


Это задача иллюстратора, которому десять лет.

Ссылки по теме:

Память. Леонид Викторович Владимирский,  21.04.2015

Чиж — Веселая Рука, 17.12.2016