Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
ярмарка Нон-Фикшн

От сокровищ Фаберже до шведских фрикаделек

Первый день зимы — второй день работы ярмарки интеллектуальной литературы

Текст: Екатерина Зайцева
Фото: Виктор Васенин/РГ

Во второй день работы «Нон/Фикшн» вышла на «проектную мощность»

Разнообразие форм порадовало — презентации мемуарной литературы и кулинарные экскурсы органично переплелись с беседами в формате пресс-конференции с немецкими, французскими и английскими книгоиздателями.


Безусловным магнитом второй половины дня стала презентация книги Бориса Мессерера “Промельк Беллы” — даже стоячих мест в зале не хватало.


Промельк Беллы Презентация книги на Нон-Фикшн

«Промельк Беллы» Бориса Мессерера. Презентация книги на «Нон/Фикшн»/Фото Екатерины Зайцевой

Возможно, причиной этому была не только возможность послушать человека, бывшего спутником легендарной поэтессы в течение почти сорока лет, но и предвкушение историй, носящих на себе ауру Беллы Ахмадулиной. Фотографии из личного архива Бориса Мессерера, запечатлевшие поэтессу в моменты меланхолии, раздумья, радости, со слегка откинутой назад головой и словно живыми знаменитыми темными глазами, стали гвоздем программы.

В книге приведены не только воспоминания об Ахмадулиной, но и портреты знаменитостей рубежа XX—XXI веков — Владимира Высоцкого, Майи Плисецкой, Василия Аксенова.
“Несколько лет назад я стал задумываться о том, кто я, о своих родителях, об Одессе и… о Белле. Так появилась эта книга”, — сказал Борис Мессерер.
На презентации книгу назвали “памятником Ахмадулиной”, а Мессерера сравнили с Петраркой, отдавшим жизнь Лауре. “Это прежде всего книга о любви, — заявила президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. — Художественное сочинение, в котором герои на восьмистах страницах вместе что-то переживают”.

В рамках “Диалогов” по теме “нон-фикшн литература в России и Германии” прошло обсуждение текущей ситуации на книжных рынках обеих стран. “В отличие от России, в Германии в понятие нон-фикшн литературы входит вся специализированная и научно-популярная литература и учебники, — сообщила Карин Хербер-Шлапп, представитель издательской группы S. Fischer Verlag. — Две трети наших книг — это художественная литература, особенно детективы, оставшаяся треть — нон-фикшн литература. Это соотношение на книжном рынке Германии стабильно сохраняется”.

Нон-фикшн выставка

Диалоги. Рынок книгоиздания РФ и Германии. «Нон/Фикшн»/Фото Екатерины Зайцевой

В России, как заявил основатель издательской группы “Альпина Паблишер” Алексей Ильин, в следующем году

ожидается рост продаж нон-фикшн литературы на 25 процентов.

Среди бестселлеров 2016 года он отметил “С ума сойти (путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города)” Дарьи Варламовой и Антона Зайниева и “Пиши, сокращай” Максима Ильяхова, а Карин рассказала о популярности в Германии книжек-раскрасок для взрослых и книжек-”раскладушек”. Она подчеркнула, что стоимость книг в Германии зависит от того, какую ценность видит в книге читатель — например, покетбук в мягкой обложке, который читается “на одном дыхании” и который вряд ли будут перечитывать, гораздо дешевле качественного издания в твердом переплете.


“Книги должны быть необычными и уникальными, чтобы хорошо продаваться, например, издание о древесине и том, как ее правильно обрабатывать”.


Алексей Ильин в ответ отметил, что на российском книжном рынке большое значение имеет “поймать интерес аудитории и быть на одной волне с лидерами мнений в обществе”, и привел в пример книгу Михаила Зыгаря “Вся кремлевская рать”.

Про создателя коллекции пасхальных яиц Карла Фаберже рассказала Наталья Соломадина, автор книги “Что придумал Фаберже”. Книга раскрывает секреты великого ювелира и рассказывает о феномене коллекционных фигурок, которые не утратили популярность до сегодняшнего дня.
Карл Фаберже создавал не только пасхальные яйца, но и императорские регалии, за которые получил золотую медаль на Всемирной выставке, миниатюрных птиц и кареты, имитирующие выезд Екатерины Великой, поршезы (разновидность паланкина) с крючками для вязания.
“Это серия о людях, которые ничего не боятся, об авантюристах, — сказала автор. — Такие книги вышли о Ле Корбюзье и о Шухове, теперь настала очередь Фаберже”. Книга содержит много уникальных иллюстраций, сделанных в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга.

Нон-фикш про фаберже

Наталья Соломадина и книга про Фаберже/Фото Екатерины Зайцевой

Гастрономический эксперт по странам Скандинавии Сергей Иванов рассказал о северных кухнях — Дании, Швеции и Финляндии и лучших ресторанах этих стран, которые завоевали не одну мишленовскую звезду.


Шведский Гетеборг предстает перед зрителем с огромной креветкой вместо герба, так как именно там был изобретен открытый салат с очищенными глубоководными креветками, Копенгаген ассоциируется с фрикадельками, которые, оказывается, по происхождению совсем не шведские.


С последними, как утверждает Сергей, связана история времен Северной войны. Когда войска во главе с Карлом ретировались в Османскую Империю после поражения в Полтавской битве, шведский король полюбил местную кюфту. В Швеции после возвращения короля блюдо переделали на свой лад, заменили баранину на ягнятину и стали подавать его с брусничным соусом. “Датчане еще более гениальны, чем шведы, — говорит Сергей. — Только у них есть повар Расмус Кофоед, имеющий сразу три “Золотых Бокюза” — гастрономических “Оскара”!” Гастрономическая зона была на “Нон-Фикшн” одной из самых оживленных, особенно во второй половине дня — туда стекались люди, желавшие обсудить все увиденное и услышанное за чашечкой кофе. Поэтому именно на кулинарной ноте — мастер-классом от KitchenMag.ru — для них и завершился второй день выставки.

02.12.2016

Просмотры: 0
Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ