Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Многосерийный фильм Таинственная страсть

«Таинственная страсть» Первого канала

Многосерийный фильм по роману Василия Аксенова: новые похождения поэтов-шестидесятников в телевизионном эфире

Текст: Игорь Вирабов
Кадры из сериала «Таинственная страсть»/kinopoisk.ru

Ваксон во мгле

Я Пастернака читал, но скажу. Наконец-то мне втолковали. Наглядно, зримо объяснили — за что клеймили Бориса Леонидовича последними словами. А как еще с ним прикажете, — он же мумия, деревянный. Вы сериал видели — «Таинственную страсть»? Там Пастернак явился привидением — всех ошарашил и исчез. Посмотрите непременно. Поймете, как правы были все, кто когда-то травил и гнобил — и Пастернака, и поэтов-шестидесятников. Как не гнобить таких целлулоидных, таких двухмерных и не скажу чем озабоченных, когда не пьют (поэзией, конечно).
Многосерийный фильм Таинственная страстьЕдва мелькнул Пастернак — все на экране всполошились и забесновались. С чего бы вдруг? Бог с ней, с Нобелевской премией — тут не пойми что происходит, все кино на шарнирах, на веревочках и на ходулях. Пока одни клеймят за что-то Пастернака, герои собираются в кружок и театрально (многозначительно!) читают тайно «Доктора Живаго», передавая странички по кругу. Членов этого кружка нетрудно принять за подпольщиков из тайного нечаевского общества «Народная расправа» — только они разговаривают в рифму.


Нормальных диалогов между ними не бывает — чуть что, они читают стихи.


Потому что поэты-шестидесятники и в глубине души сочувствуют Борису Леонидовичу.

Тринадцатисерийный фильм по мотивам романа Василия Аксенова идет на Первом канале. Перед премьерой первых серий в студии у Андрея Малахова собрались создатели, сочувствующие и родственники героев, ставших прообразами персонажей Аксенова — и сериала, соответственно.


Дочери поэта Рождественского показали эпизод с как бы ее рождением — из фильма. Она улыбнулась сочувственно. Вдове поэта Вознесенского представили актера, играющего как бы Андрея Андреевича. Она сказала: похож.


Представили Андрея Дементьева: у него в журнале «Юность» печатались шестидесятники. Жаль, конечно, не вспомнили про Валентина Катаева, который был первым редактором, — ну да что уж тут умничать.
5_91c873d1
И начался сериал. Телеканал, надо заметить, очень мудро после первых серий дал повторно еще и три серии «Диалогов с Евгением Евтушенко», где с поэтом беседует известный культуролог Соломон Волков. Только что в «Таинственной страсти» юный Евтушенко (в старательном исполнении Филиппа Янковского) как бы бегал с пистолетом — и вот уже сидит седой, на склоне лет. Уже не бутафорский, а взаправдашный. На контрасте.
Интерес-то, оказалось, у зрителей огромный! Неспроста же, видимо? Зрители ждут, что им-то покажут, как оно было взаправду — шестидесятников и помнят, и знают, и любят всерьез. А сериал — дело художественное.


События и факты, все перемешано до дикости, так что искать документальных соответствий не стоит — ни с историей, ни даже с самим аксеновским романом, ставшим поводом для многих пересудов, споров и толков.


Не мог Евтушенко в Литинституте уговаривать Ахмадулину подписать письмо против Пастернака — хотя бы потому, что был к тому времени давно исключен (поддержал Дудинцева с романом «Не хлебом единым»). И был он раньше всех друзей давно уже в Союзе писателей… И, кстати, Ахмадулину — которая в кино подобна Вере Засулич на суде — через год в институте восстановили… И первый тесть Аксенова был никаким не физиком, а медиком… И замысловатая любовная интрига с женой Романа Кармена была закручена совсем не так, как в телевизионной мылодраме… И сам Кармен, снявший «Неизвестную войну» и «Сердце Кормалана», — совсем не гипсовый и не дежурный киношник, снимающий подобострастные репортажи… И сам Василий Павлович — Ваксон — был вовсе не тем исключительно мрачным гением, точившим свой кинжал… Да и зачем его связали вдруг с как бы Мариной Влади?.. Да и Кукуш — Булат Окуджава — вовсе не та бессловесная мумия, что служит декорацией всем остальным из серии в серию… И так до бесконечности.
Несоответствия искать — занятие бессмысленное. Это же художество, а не документалка! Тут бы среди несоответствий найти хоть что-то близкое к реальности. К тому же все они вместе, шестидесятники, — существовали не в двухмерной пустоте. Вокруг была страна. В воздухе веяло — всего вперемешку. На их стихи писали Шостакович и Щедрин музыку времени. Жизнь казалась молодой и яркой. Не сусальной, не картинной, не плоской. Шестидесятники — как скажут позже — определили мировоззрение целого поколения. Кто — вот эти персонажи? Они же ненастоящие.
Многосерийный фильм Таинственная страсть
Но нестыковки, путаницы — ладно. Все-таки история с Пастернаком, с его осуждением, его похоронами тут — знаковая. На этой истории в жизни ломались копья и судьбы. Десятилетиями спорили до крови, кто ближе к Пастернаку, кто вел себя отчаянно геройски, кому «поэзия не простила предательства», на кого посмотрела сквозь пальцы. Кто что подписывал, кто был на тех похоронах. Эта история — как ключ к эпохе. В фильме она скомкана, и все в ней напутано: какая разница? Ну был Вознесенский у Пастернака в учениках с 14 лет — а тут Андрюша смотрит на него, как на незнакомца. Какая разница? А дьявол, как известно, в деталях. В акцентах. Не хочется говорить дурно об актерах. Чулпан Хаматова — как не любить ее?


Но все они играют тут на одной-двух струнах, как акыны. Играют мумий. В пиджаке с кубинским флагом, как у Евтушенко, — или без него.


Играют их такими, какими шестидесятники и шестидесятые живут в воображении и понимании создателей кино: без тонкостей, теней и оттенков.

А знаете, я, кажется, понял секрет. Фильм на самом деле снимали не по «Таинственной страсти».


Возьму на себя смелость утверждать, что в основе сериала два душераздирающих романа, вышедших в самом конце шестидесятых.


«Чего же ты хочешь?» Всеволода Кочетова и «Во имя отца и сына» Ивана Шевцова. Они еще тогда писали портреты шестидесятников отбойным молотком. У Шевцова молодые поэты Артур Воздвиженский и Новелла Капарулина (узнаете?) развращают стихами заводчан, контактируют с американским бизнесменом и восторгаются спектаклем «Трое в постели». У Кочетова желторотые поэты проходят инструктаж, как надо писать стихи, в постели шпионки Порции Браун. А вы говорите, Аксенов, Аксенов.
3_4bcf1520


Все-таки, согласимся: замечательный сериал. В каком-то смысле познавательный: насколько плоски стали наши представления об истории, о временах и людях.


Вот слышали, видели авторы фильма — шестидесятники любили наряжаться броско, с вызовом. Нате, пожалуйста, в кино выходит некий переводчик с сумкой, вываливает груду вперемешку — всякого шмотья. Они это так видят, так себе представляют. Или в фильме «Стиляги» подсмотрели. Налетай, пацаны. Актеры по команде налетают.


Посмотреть кино — и застрелиться.


«А может, милый друг, мы впрямь сентиментальны? И душу удалят, как вредные миндалины? Ужели и хорей, серебряный флейтист, погибнет, как форель погибла у плотин?».

Ссылки по теме:

Оригинал статьи:
Ваксон во мгле — «Российская газета», 2.11.2016

Игорь Вирабов — редактор отдела культуры «Российской газеты», автор книги об Андрее Вознесенском в серии ЖЗЛ.

Просмотры: 143
03.11.2016

Другие материалы проекта ‹Год кино›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ