Текст: Андрей Васянин/РГ
Фото: Михаил Синицын/РГ
Владимир Мединский в самом начале встречи в шатре 15 («Художественная литература»), под самый тент заполненном гостями фестиваля, с первых слов выразил готовность ответить на любые вопросы — попросил лишь не касаться политики, «а то я с утра до вечера говорю о политике». Призыв Владимира Ростиславовича, пришедшего на встречу без галстука, был услышан — и вместо этого, отвечая на первый же вопрос, он заговорил о военной политике, правда, в историческом разрезе.
В этот день - 4 июня - исполнилось ровно 100 лет знаменитому Брусиловскому прорыву времен Первой мировой, и министр культуры продолжил с гостями фестиваля тему, с которой выступил в этот же день в «Российской газете». Брусиловский прорыв — единственная именная операция Первой мировой, напомнил министр (как известно, еще и председатель Всероссийского военно—исторического общества), и в ответах на первые вопросы публики, начавшей с юбилейной темы, подтвердил еще раз: план прорыва был абсолютно новаторским с точки зрения военной теории. И потому удался.
От событий времен Первой мировой разговор переместился к вопросам актуальным. Например — о современном искусстве, в атаках на которое министра неустанно обвиняют.
«Мы стараемся поддерживать тех, кто любит свою страну, историю, видит себя в ней в будущем. И я не понимаю, почему современное искусство обязательно должно ассоциироваться с нарисованными гениталиями и почему мы должны вручать таким «художникам» государственные премии».
Идеология, по словам министра — это не краткий курс ВКПб, это набор представлений о том, что такое добро и зло. Человек без набора идей — это обезьяна, образованный человек не может быть без идеологии.
Человек из правительства оказался среди граждан и, конечно, его спрашивали обо всех государственных делах. Владимир Ростиславович высказывал свое мнение относительно учебников истории — и выразил поддержку политике министерства образования (вопрос, безусловно, относился к сфере Минобра), стремящемуся максимально сократить число учебников истории, сделав программу простой и более углубленной. Но «многообразие учебников — это не стремление тайных врагов запутать юного школьника. Тут просто коммерческий интерес».
Из другой части шатра его спросили о борьбе с терроризмом и противодействии ему на идеологическом уровне. Министр поспорил с высказанным в аудитории мнением относительно того, что образованный человек не может быть террористом, напомнив про народовольцев, людей в большинстве своем — с высшим образованием. Он разделил озабоченность телезрительницы тем, что программа «Время» стала похожа на триллер от того, что там постоянно показывают теракты и военные действия, — указав, впрочем, что это компетенция Роспечати...
Он не согласился с негативной оценкой назначения на должность руководителя Новосибирской оперы Владимира Кехмана («судить о его работе надо по результату, посмотрим, сможет ли он вывести главный театр столицы Сибири на должный уровень через пару лет»). Ему понравилась, в отличие от задавшей вопрос зрительницы, кинокартина «Про любовь» (та сочла ее деструктивной и аморальной), он «по секрету» поделился с собравшимися впечатлениями от фильма «28 панфиловцев», первым по-настоящему народным кинопроектом, деньги на который были полностью собраны в интернете, обошедшимся абсолютно без господдержки.
«Прочтя сценарий, я сказал, что у них ничего не получится. В фильме нет женщин, нет любви, нет многоуровневых конфликтов, там один конфликт — русских с немцами. Я смотрел 2 часа рабочей версии на одном дыхании».
Министр был демократичен, остроумен, внимателен к деталям. Закончилась встреча автограф-сессией на экземплярах его романов - впрочем, давно изданных. «Сейчас, увы, на книги совсем нет времени», — посетовал Владимир Мединский.
Ссылка по теме:
«Мединский рассказал о значимости Брусиловского прорыва» - «Российская газета», 04.06.2016