Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: Сергей Михеев/РГ
Облаченный в цветастую рубашку и кепку «под Евтушенко» писатель начал свое выступление на Главной сцене с опровержения им же самим заявленной темы: «Почему писатели не пишут книги»? Пишут, конечно, но всё больше и больше уходят в «смежные жанры»: в кино, в компьютерные игры. Люди не стали читать меньше, но стали читать в электронном формате. Аудитория не уменьшилась, но распылилась - исчез постоянный канал общения, и многие писатели пытаются нащупать этот мультимедийный формат (и обезопасить себя от пиратов, заметим от себя).
«Я за последний год не выпустил ни одной книги, - признался Лукьяненко. - И, к сожалению, не потому, что ушел в отпуск. Я работал, я писал, но работал над сценариями. Это замечательно, но я ощущаю некоторую вину. Читатели этим недовольны».
В этом году Лукьяненко постарается загладить вину: выйдет книга «Кайнозон», это продолжение романа «Квази». Уже полностью снят фильм «Черновик» режиссера Мокрицкого, известного по «Битве за Севастополь». Он выйдет сразу после Нового года. Буквально накануне фестиваля стало известно, что начинается плотная работа над фильмом «Квази».
Впрочем, чувства автор «Дозоров» по этому поводу испытывает смешанные: «У нас есть определенный ренессанс кино - я понимаю, что звучит смешно, но пока что наши фантастические фильмы зрителя не слишком радуют. С фантастикой на экране у нас сложно. Но я замечаю, что что-то начинает меняться».
«Я никогда не думал, что буду писателем, - признался автор. — В школе я ненавидел писать сочинения. Я мечтал стать режиссёром. Но не попал в театральный вуз, потому что побоялся не поступить». (В итоге Сергей Лукьяненко стал дипломированным врачом.)
Если же вернуться к вопросу, вынесенному в тему встречи, то необходимо понимать: да, писатель и сценарист — это разные профессии, но грань между ними стирается, потому что книги приобретает другой формат, они становятся основой для фильмов, для игр. Но основа остается неизменной! «Есть такое очень жесткое выражение, — напомнил Лукьяненко. — “Те, кто читает книги, всегда будут править теми, кто книг не читает”. Потому что книга — это первооснова, это концентрат».
Кино же — это лотерея. По признанию писателя, на 25 его книг периодически покупают права на экранизацию, но не существует 25 фильмов по книгам Лукьяненко.
Сценаристы могут написать сценарий, художники могут нарисовать картинки, но в какой-то момент продюсер может сказать: нет, это дорого и сложно, проще снять комедию о двух парнях на курорте за три копейки и заработать пять копеек.
Ответил Сергей Лукьяненко и на непростой вопрос о продолжениях его книг, сочиняемых другими авторами, — так называемых Мирах Сергея Лукьяненко. Время стало очень быстрое, объяснил он. В XIX веке читатель мог бы ждать пять лет, пока писатель напишет продолжение. Сейчас читатель ждет продолжения через полгода. Автор же может единожды великолепно придумать мир и описать его, но работать в таком режиме постоянно — это провал качества. Проект «Дозоры» возник потому, что сам автор дописал всю историю про Антона Городецкого. И поэтому согласился пустить в этот мир новых интересных авторов, которые разрабатывают в нем побочные темы. Впрочем, признался Лукьяненко, сейчас он подумывает над седьмой книгой про своего самого известного героя.
«Пограничье» же было изначально задумано как площадка, на которой уже состоявшиеся авторы могли бы «сыграть по установленным правилам».
На вопрос, пишет ли он для себя или пытается угадать свою «целевую аудиторию», Лукьяненко отвечал так:
«Как правило, я пишу для себя. Для автора важно писать так, как интересно тебе самому, а пытаться работать под какую-то заданную аудиторию - это неправильно. Впрочем, надо иногда писать книжки для детей - как для взрослых, только добрее. Книжка "Недотепа" - там за всю книгу никого не убили! Дописал и понял - я написал сказку».
Впрочем, фантастика — это во многом и есть современная сказка. Это очень пластичный жанр, он использует во многом сказочные приемы. В основе фантастики - необычность, вторгающаяся в наш мир. Но под сказкой мы обычно понимаем вещь воспитательную, назидательную.
Русской сказке вообще не очень повезло — у нас не появилось фигуры вроде Толкина, который собрал бы из славянского фольклора современный эпос.
Бажов шел в этом направлении, но не дошел до конца. Но подобный эпос сейчас может возникнуть. Есть же, например, Мария Семенова.
А вообще, признал Лукьяненко, вся фантастика — и российская, и мировая - развивается в сторону эльфов и магов.
Но если произойдет новый технический прорыв (полет на Марс и т. д.), - все снова повернутся в сторону научной фантастики, которая ему лично ближе.
Под конец Сергей Лукьяненко по просьбе одного из многочисленных зрителей составил «первую тройку» современных русских фантастов в разных жанрах:
- Роман: Марина и Сергей Дяченко, «Пандем»
- Рассказ: Леонид Каганов, «Эпос хищника»
- Повесть: практически любая повесть Олега Дивова.
Ссылки по теме:
Лукьяненко не любит беспрерывно убивать — 04.06.2016
Джек Лондон и «Вий» против компьютера. 3 и 6 классы — 28.06.2016