Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
225-лет-книге-Бедная-Лиза-Карамзина

«Бедная Лиза». Двадцать страниц о любви

225 лет назад, с публикацией повести Карамзина, сформировалась современная русская литература

Текст: Татьяна Шипилова *
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Татьяна-Шипилова«…исполнение всех желаний
есть самое опасное искушение любви»

Сейчас, если спросить школьника о сентиментализме, он обязательно вспомнит «Бедную Лизу».
И едва ли вспомнит что-то еще.


Подробности тоже мало кто помнит, но все знают: эта повесть — образец сентиментальной прозы, в ней много чувствительности, эмоций, еще больше страданий.


Повесть «плаксива» настолько, что плакать над ней становится невозможно, потому что хочется смеяться. Рыдают все: сам автор, пастушки и монахи, главная героиня Лиза, ее старушка-мать и ее молодой возлюбленный: «Лиза рыдала — Эраст плакал». Того и гляди, прослезятся и птички-букашки и начнут слезоточить деревья-кусточки.
Кажется, ничего нового юному читателю XXI века Николай Михайлович о любви не расскажет. Школьник, пробежавший уже и обязательного «Онегина» с его «наукой страсти нежной», и «Анну Каренину» с ее мучительным любовным треугольником, и жаркие «Тёмные аллеи», а то и ледяную «Лолиту», лишь цинично ухмыльнется и подумает: «Покончить с собой из-за любви? Что за глупость?»
Современному прагматичному читателю нужна интрига, нужна сложная эмоция, скрытый подтекст, двойное дно. «Бедная Лиза» же и заглавием своим не сулит никакой тайны, и ее обратная композиция сразу же сообщает: вот могила, и сейчас вам расскажут, откуда она взялась. Сюжет за 225 лет стал банальным: история неудавшейся «золушки» мало кого заинтересует теперь, напиши о ней современный автор в подобном ключе.


И все же…
И все же к Карамзину возвращаешься. Его перечитываешь. О нем узнаешь заново.


О. А. Кипренский, «Бедная Лиза», 1827

О. А. Кипренский, «Бедная Лиза», 1827

И как следствие — узнаешь о развитии всей русской литературы после него. Что же такого в этой маленькой повести, где всего-то двадцать страниц и все о любви? Почему мимо нее никак нельзя пройти, ибо иначе пазл не сложится?
По всей вероятности, во многом из-за самой личности автора, который, не мудрствуя лукаво, своими «Записками русского путешественника» открыл дорогу сентиментализму в русской литературе, а «Бедной Лизой» закрепил за собой звание «русского Стерна».
Написав подряд два столь памятных произведения,


Карамзин как бы между прочим, походя, решая совсем другие задачи, открыл в России прозу.


Интеллигенция, воспитанная на возвышенных одах Ломоносова и Державина, неподъёмных церковнославянизмах и неглубокой пестроте «занимательных повестей» XVIII века, вдруг услышала голос русской прозы. И голос этот был легким и гладким, свободным от высокопарности и тяжеловесности — голос «человека своего круга». Но при этом же читатели впервые столкнулись с «суровой правдой жизни», ведь Карамзин показал обратную сторону подобной чувствительности — суицид.

Но в отличие от заданного Гёте вертеровского стандарта — чувствует и страдает мужчина-интеллигент (хоть и бюргер по происхождению), теперь открывается новая истина: «и крестьянки любить умеют!»
Сентиментализм стал завершающей ступенью литературы Просвещения. Она долго и упорно рассказывала о страданиях и достоинствах бедного, но честного простолюдина, но лишь в русской литературе эти страдания развились до осознания вины интеллигенции перед народом, и началось это с трагической судьбы Лизы и дальнейшей безрадостной судьбы Эраста.

"Бедная Лиза". Художник Г. Д. Епифанов

«Бедная Лиза», 1947 г. Художник Г. Д. Епифанов


Здесь есть все:


бедная, но прекрасная крестьянка, что мыслит и чувствует наравне с богатым дворянином «с изрядным разумом и добрым сердцем»; противопоставление деревни и города как олицетворения целомудрия и разврата соответственно; Эраст с сердцем «добрым от природы, но слабым и ветреным».

Эти три составляющие будто определили дальнейшее развитие русской литературы на десятилетия (а возможно, и столетие) вперед, ведь даже Веничка Ерофеев совершает путешествие из Москвы в Петушки, потому что в провинции спокойней и отрадней, там всегда ждут, в противовес жестокому извращенному городу, где на каждом углу либо разврат, либо погибель (что зачастую одно и то же).
Образ страдающей крестьянки подхватит потом в своих поэмах Некрасов, а к тяжкой женской доле будут обращаться Чернышевский, Толстой, Достоевский. Что же касается мужских персонажей, то, если в Европе писали об «отверженных», то в нашей литературной традиции целую плеяду персонажей составит образ, впервые вырисованный в Эрасте.

Образ лишнего человека — отдельная веха в истории русской литературы.

"Бедная Лиза", 1922 г. Художник М.В.Добужинский

«Бедная Лиза», 1922 г. Художник М. В. Добужинский


Эраст открывает галерею умных бездельников,


которые, коли нашли бы время на служение отечеству, возможно, перестали бы совращать юных крестьянок и проигрываться в карты. Но герой читает романы и идиллии, мечтает о тех временах, когда все люди были беспечны и счастливы, не может найти этого счастья в жизни, а оттого скучает и жалуется на судьбу свою. Он как будто литературный дядюшка Чацкого, отец Онегина и дед Рудина, который вроде и недоволен государственным устройством и бедственным положением народа, но благословенная праздность, давая возможность оставаться в оппозиции, не дает возможности быть полезным.
У Эраста в повести лишь любовные дела да развлечения. Он даже на войне умудряется не служить, а кутить. И вся его дальнейшая жизнь несчастна лишь потому, что он безалаберно легкомыслен в молодости своей.


Карамзин не укоряет героев и не поучает читателей,


он лишь рассказывает историю, вызывая сострадание и призывая к сочувствию. Не просто так же после выхода в свет «Бедной Лизы» среди девушек прокатилась волна подобных самоубийств — что еще раз говорит о силе искусства, но предупреждает от излишней впечатлительности.

Ко всему прочему, Карамзин прекрасно пользовался изобразительными средствами и блестяще владел синтаксическими возможностями русского языка.


Бедная Лиза Художник И. Д. Архипов4

«Бедная Лиза», 1922 г. Художник И. Д. Архипов (1981)

Он воспел красоту и чувственность природы, а его подчёркнуто целомудренно-скромные описания интимных сцен настолько эротичны, что никакой конкретизации не требуется:


«Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где — твоя невинность?»

Этому приему вот уже больше 200 лет, и он, несмотря на все насмешки, до сих пор работает, до сих пор волнует.

«Бедная Лиза» слишком многослойна, она не пригодна для того поверхностного изучения, которое только и может предоставить школа, когда к сведениям о сентиментализме добавляется еще чисто морализаторский аспект.


Чтобы разбираться как в литературе в целом, так и в ее современном срезе, необходимо знать истоки.
А истоком является «Бедная Лиза»,


за чувствительной слезливостью которой скрывается вся дальнейшая глубина русской литературы.

1 Татьяна Шипилова — 25 лет, МГМУ, студентка Литературного института им. А. М. Горького, семинар прозы; мастер Сергей Петрович Толкачев.
Ссылки по теме:
«Бедная Лиза» — богатый киноматериал
«Бедной Лизе» посвящается
Историк. Карамзинская неделя (Часть 1)
А был ли другой Карамзин? Карамзинская неделя (Часть 2)
Советник Трона? Карамзинская неделя (Часть 3)
Закладки Шмидта. Карамзинская неделя (Часть 4)
Убийство. Карамзинская неделя (Часть 5)

05.05.2017

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹День рождения героя›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ