Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Книжный магазин «Помоги себе сам»

Система совместных интернет-закупок в крупных городах России давно уже составляет серьезную конкуренцию розничным книжным магазинам. Но хорошо ли это?

Текст: Евгения Шафферт, Новосибирск
Фото: data.lnb.lv

Одной из самых тиражируемых новостей июньской выставки «Книги России» стало обещание президента выделить 50 миллионов на распространение детской литературы в регионах. Этот широкий жест стал ответом на просьбу руководителя РГДБ Марии Веденяпиной, по словам которой «пока ретейлеры в регионах не берут хорошую и качественную дорогую детскую литературу, чтобы везти ее на места и там продавать, и неизвестно, продастся она там или не продастся». В комментарии речь идёт, конечно, в первую очередь о комплектовании библиотек. Но действительно ли регионы столь обделены хорошей современной литературой, в том числе детской?

Общим местом наших рассуждений о распространении новых книг по территории России давно стала убеждённость в том, что книги доходят до регионов с огромным опозданием (или вовсе не доходят), а из-за перевозки и большого количества посредников они чрезмерно дороги. Все эти трудности ведут к тому, что книжных магазинов в стране очень мало, особенно за Уралом, о чём свидетельствует даже недавно составленная «Литературная карта России», по данным которой Сибирь попала в число регионов с наименее развитой читательской инфраструктурой (правда, говорят, в Забайкалье, Тыве и Дагестане всё ещё хуже). Казалось бы, теперь мы точно понимаем, почему люди читают всё меньше (а многие и вовсе не читают), и почему именно в столицах — политической и культурной — всё хорошо с литературой. Там книжные фестивали, концептуальные магазины и книжный автобус «Бампер». В регионах же всего, связанного с книгами, очень мало, и с каждого годом всё меньше.

Взять, например, город-миллионник Новосибирск. Во всём городе нет ни одного специализированного магазина детской литературы. Маленькие магазины клубного типа, вроде «Книжного магазина Перемен» на ул. Орджоникидзе, тоже можно пересчитать по пальцам одной руки. Что до крупных универмагов, в том числе сетевых, то они завалены книжками сомнительного качества, а также канцелярией, тетрадками и тренажёрами для сдающих ЕГЭ. Дефицит библиотек тоже ощущается.

Значит, Новосибирск испытывает серьёзный книжный голод? Ничуть! Горожане, конечно, ничего не могут сделать с нехваткой библиотек или проблемами комплектации их фондов, а вот с нехваткой книжных магазинов вполне справляются. Достаточно уметь считать и быть уверенным пользователем глобальной сети. Дело в том, что серьёзную конкуренцию розничным книжным в крупных городах России давно уже составляют интернет-магазины с бесплатной доставкой и система совместных закупок, организованная обычными интернет-пользователями.

У интернет-магазинов гибкая система скидок, в том числе накопительных. Если приобрести там книгу со всеми этими скидками, то она в большинстве случаев обойдётся существенно дешевле, чем та же самая книга, купленная в местной розничной сети. Зачастую речь идёт не о разнице в 10-20 рублей, цена может быть ниже в два раза. Доставка со склада в Москве, кстати, будет тоже бесплатной при условии заказа на определённую, не очень большую сумму. Обычно жителю региона приходится ждать выполнения заказа примерно неделю.

Допустим, читателю из Новосибирска захотелось купить книгу Кристофера Хили «Как стать героем» (СПб.: Азбука, 2015), новинку июля 2015 г., появившуюся в продаже в начале месяца. Сейчас, в конце месяца, книга есть в розничной продаже как минимум в трёх магазинах города, о чём свидетельствует сайт сети «Читай-город». Также у покупателя есть возможность заказать книгу в интернет-магазине того же «Читай-города», в этом случае она будет стоить 389 рублей, это, кстати, сильно дешевле, чем просто пойти и купить в магазине. Ту же самую книгу можно купить в интернет-магазине «Лабиринт», при этом без скидок она будет стоить 427 рублей, а с максимально возможной скидкой — 290 рублей (именно по такой цене она досталась автору статьи). Получится ли у жителя столицы купить эту книгу ещё дешевле? Сайт книжного магазина «Москва» предлагает столичным покупателям ту же самую книгу по цене 500 рублей при покупке в розничном магазине, также её можно купить за 450 рублей, если заказать через интернет. Стоимость книги К. Хили в сети магазинов «Буквоед» Санкт-Петербурга составляет 572 рубля в розничных магазинах и 419 рублей при покупке через интернет-магазин. Получается, что дороже всех заплатит розничный покупатель «Буквоеда» в Питере, а сэкономит и купит книгу дешевле, чем за 300 рублей, постоянный покупатель «Лабиринта», имеющий максимально возможную накопительную скидку и успевший сделать заказ в одну из многочисленных распродаж, и совершенно не важно, в каком из крупных городов России живёт этот покупатель — лишь бы там был пункт самовывоза.

Сейчас речь шла о книге крупного федерального издательства, которое давно работает, известно в стране и, можно надеяться, более-менее наладило сеть дистрибуции. Какова с точки зрения рядового покупателя ситуация с издательствами малыми, выпускающими тиражами 2-5 тыс. не больше двух десятков книг в год? Ведь именно они, по мнению искушённого читателя, предлагают сегодня самые лучшие и интересные книги. Возьмём, например, издательство детской литературы «Розовый жираф» и его июльскую новинку, книгу Роберта Макклоски «Черника для Саши», классическую книжку-картинку для читателей 5-8 лет. Где выгоднее её купить? По данным сайта магазина «Читай-город», книги пока нет в продаже в розничных магазинах Новосибирска, однако есть возможность заказать её через интернет-магазин за 451 рубль, ждать придётся около двух недель. В интернет-магазине «Лабиринт» та же самая книга будет стоить 591 рубль без скидки и 414 рублей, если отнять честно накопленные 15% и добавить какую-то очередную распродажу. Московским покупателям ждать 1-2 недели, пока книгу привезут, не нужно, они могут купить её сразу же, в книжном магазине «Москва», по цене 550 рублей (или заказать в их же интернет-магазине за 495 рублей). Впрочем, у «Розового жирафа» есть собственная сеть распространения, и любой москвич может обратиться в интернет-магазин «Букашки», где книга будет стоить всего-навсего 350 рублей (правда за курьерскую доставку придётся немного доплатить). Значит ли это, что мама из Новосибирска в любом случае заплатит больше, чем родители из столицы? Вовсе нет, если она умеет пользоваться системой совместных закупок, ведь при покупке через неё книга «Черника для Саши» стоит 290 рублей плюс 6-7 рублей придётся доплатить за доставку одной книги по России.

Совместная закупка становится всё более популярной у интернет-пользователей регионов. Схема её довольно проста. На базе крупного интернет-форума открывается специальный раздел, внутри которого пользователи объединяются для покупки чего-либо напрямую у производителя по оптовой цене, гораздо более выгодной. Пользователи оставляют заказы, ориентируясь на прайс-лист, выложенный организатором, затем организатор сообщает поставщику, что заказ на оговоренную сумму собран. Заказчики оплачивают выставленный счёт обычным денежным переводом, а организатор переводит собранную сумму на счёт поставщика и договаривается с транспортной компанией о доставке груза в город. Сумма, заплаченная за доставку, делится на всех заказчиков пропорционально весу, в случае с книгами она составляет около 10 дополнительных рублей за одну книгу. После приезда заказа в город организатор сортирует товары и раздает пользователям форума.

Популярна ли совместная закупка книг в регионах? Да, пользователи интернет-форумов давно уже ее освоили. Например, в разделе «Совместная покупка — товары для детей» крупнейшего сибирского семейного форума sibmama.ru сейчас осуществляется двенадцать книжных закупок напрямую из издательств в новосибирском разделе форума и примерно столько же — в барнаульском (заметим, что летом активность интернет-пользователей крайне низкая, в другое время года количество подобных закупок увеличивается). Большинство организаторов предлагают приобретать продукцию малых издательств детской литературы, книги которых плохо представлены в региональных розничных магазинах: участники форума собирают заказы на книги «КомпасГида», «ИД Мещерякова», «Нигмы», «Мелик-Пашаева», «Машин творения», детской редакции издательства «Манн, Иванов и Фербер» и других. Закупка книг издательства «Розовый жираф» идёт в 37-й раз (минимальная сумма заказа — 15 тыс. рублей), а книги от «Клевер-Медиа-Групп» собирают уже по 28-му разу (нужно набрать заказ от 10 тысяч рублей).

Вот что говорит Ирина, организатор подобных закупок в Новосибирске: «Я соблазнилась, чтобы приобретать для себя книги без дополнительного процента. Сначала кажется, что это не очень сложно, но заказы в книжных СП иногда очень тяжелые, их надо привезти из транспортной компании, сверить со счетом, разложить по участникам, а потом довезти до мест раздач… Если выйду на работу на полный день, то придётся совместную покупку оставить. Но это не то, чего бы мне хотелось. Сложившаяся ситуация меня полностью устраивает — у меня есть занятие и нет необходимости отдавать ребенка в сад.
Любое издательство, книги которого пользуются спросом, найдет своего покупателя и в совместной покупке. Главное здесь — ценовая политика. Например, закупки по «Нигме» собираются быстро, в течение 3-4 недель».

Анна, организатор книжных закупок в Барнауле, добавляет: «Мне захотелось заняться этим из эгоистических соображений: видела в интернет-магазинах много интересных книг, которые были не по карману. Узнала, что можно организовать закупку по оптовым ценам, и решила попробовать. У людей в целом интерес есть. Конечно, книжные закупки не так востребованы, как, например, закупки по одежде, но всё же они привлекают внимание. А если ещё и рассказать о книгах, показать — заинтересованность резко возрастает. Проблема ведь не только в нехватке денег и малом ассортименте наших книжных магазинов, а ещё и в неинформированности. Самые востребованные закупки — по книгам издательств «Розовый жираф» и «Нигма». Думаю, здесь играет роль то, что их в наших магазинах практически нет. Проблемы возникают с издательствами, у которых книги в ценовой категории выше среднего. Всё-таки в нашем регионе очень низкие доходы».

Подобная система функционирует в рамках большинства интернет-форумов крупных городов, особенно если это специальный сайт для общения родителей маленьких детей — мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком, имеют достаточно времени, чтобы сравнить все предложения и выбрать наиболее выгодное для себя по цене.

Получается, что цена конкретного издания для читателя, как и его доступность, зависит не от региона, в котором он живёт и платит, а исключительно от способа приобретения книги. В конечном итоге хорошо информированный покупатель, живущий за Уралом, заплатит меньше, чем житель столицы, который не утруждает себя поисками, а идёт в ближайший книжный.

Значит ли это, что регионам не нужны президентские 50 миллионов на детскую литературу, и все проблемы надуманные? Увы, нет. Проблемы существуют. Но стоит признать, что ситуация несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Те немногие жители крупных городов, которые заинтересованы в приобретении хорошей литературы для себя и своих детей, нашли удобные и экономически выгодные пути покупки книг. Они следят за новостями книжного рынка, получают новинки практически одновременно с жителями столиц и не переплачивают за них тройную цену. Их домашние библиотеки становятся предметом зависти и восхищения, а также точкой, из которой знания о новых удивительных книжках расходятся по друзьям, знакомым, детским садам и школам.

Эта система существует для активных, заинтересованных и знающих читателей, но она замкнута и индивидуализирована, не формирует культурную среду, и не «задает тон» тем членам общества, которые не занимают голову мыслями о литературе. Более того, она, пожалуй, препятствует формированию подобной среды, ведь заранее хоронит любой креативный замысел по созданию «атмосферного» специализированного книжного магазина-клуба: ему попросту не выдержать конкуренцию по ценам с интернет-магазином и совместными закупками, а именно активные, заинтересованные читатели и должны, по замыслу, составить основу такого магазина. Выходит так, что сегодня в больших городах России, далеких от столицы и её многочисленных клубно-парковых литературных мероприятий, розничные книжные магазины существуют для публики не самой взыскательной и технически продвинутой.

Рассматривать ли эту ситуацию как явление естественное и закономерно сформировавшуюся благодаря современным технологиям, или же вынужденную ответную меру на разрушение советской системы книжной дистрибуции, нам ещё предстоит выяснить. Может, это значит, что вскоре в России продажа любых качественных книг, претендующих на миссию развития и поддержания культуры, перейдёт в интернет, а может — что этих самых книг просто станет ещё меньше.

Ссылка по теме:
«Детлит: то он есть, то его уже нет» — ГодЛитературы.РФ, 20.02.2015

ОБНОВЛЕНИЕ 5 августа
Мы обратились в неоднократно упомянутое автором издательство «Розовый жираф» с вопросом: описанная ситуация, когда новосибирские мамы вынуждены сами заказывать книжки, в обход книжных магазинов, — это так и должно быть и так и будет в интенет-эпоху, или это всё-таки проявление системного кризиса книготорговли, который должен быть преодолен?
Полученный ответ гласил:

Евгения в своей заметке говорит об очень важной проблеме. Если в Москве можно говорить (хотя тоже с натяжкой) о доступности хороших детских книг покупателям, то в регионах с распространением книг все намного хуже. А еще там намного ниже средние зарплаты и покупательская способность, поэтому возникают и становятся популярными инициативы по совместной закупке, которые одновременно становятся и центром распространения информации. Люди, которые организуют СЗ, — это мамы, которые хотят хороших книг по доступным ценам, они не просто «закупают товар», а часто выступают пропагандистами совместного чтения, делятся своими впечатлениями от прочитанного, публикуют в сообществах профессиональные книжные обзоры. И да, нужно признать, что в небольших городах самоорганизованные группы по закупке книг напрямую у издательств, являются если не конкурентами, то по крайней мере потерянными клиентами для небольших книжных клубного формата. Но группы по Совместной Закупке не могут полноценно заменить магазин-клуб! Во-первых, не все потенциальные и реальные читатели про эти группы знают или хотят покупать книги через них (это требует навыков сетевой жизни). У магазина больше шансов встретить нового читателя, который проходил мимо и заглянул «просто посмотреть». Во-вторых, такие магазины-клубы обычно являются центрами реальной жизни района или города — местом встреч единомышленников, местом, где проходят мастер-классы для детей, местом, где книги читают вместе. Это живое общение реальных людей ничем заменить невозможно. И вот как раз эту функцию книжных магазинов клубного типа — общения, связи людей между собой через книги, пропаганды детского, взрослого и совместного чтения — крайне важно поддержать. Если правительственные гранты получат не сетевые магазины, а маленькие книжные магазинчики, более того, если произойдет не просто раздача денег, а будет разработана и осуществлена программа поддержки маленьких книжных магазинов в регионах, в выигрыше окажутся все: и читатели, и издатели, и все общество в целом.
Марина Козлова, коммерческий директор издательства «Розовый жираф»

03.08.2015

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Рейтинг книг›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ