Текст: Игорь Вирабов / страница faceebook
Коллаж ГодаЛитературы.РФ
Дряблые новости стали упругими. С покемонами-то.
Прежде (говаривал у Гоголя Поприщин) все было в каком-то тумане. Ясности не было. Отчего?
"Думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром".
А что теперь?
А теперь смысл человечеству ветром-то и надуло. Смысл по имени Pokemon-Gо.
* * *
Но прежде - о литературных предчувствиях.
Русская литература как в воду глядела. Предвосхитила все как минимум лет двести назад. Не было еще ясности в терминах - но поэты и писатели тогда уже что-то пронюхали.
НЕДОТЫКОМКА - ПРАМАТЕРЬ ПОКЕМОНА
1.
Чем в 1810 году занимается герой Василия Жуковского в балладе "Двенадцать спящих дев"? Ищет дочерей великого грешника Громобоя. Они в монастыре, погружены в волшебный сон - точнее, в состоянии виртуальном.
Предвестницы покемонов - как сомнамбулы: "Одна идет на стены,/ Другая к ней со стен идет".
Переключить их на реальность может только "избранный" - юноша Вадим. Тот движется, ориентируясь на загадочный звон колокольчика (Провидение тут - архетип смартфона).
Девицы-покемоны освобождены, но дальше все тонет в тумане. Романтик Жуковский заблудился - не ловился wi-fi.
2.
Гоголь подобрался ближе. Николай Васильевич - сам не ведая того - первым изобразил охоту за покемоном. Хотя писатель и называл его в «Шинели» привидением. Тогда многие путались - исправим эту неточность в цитате:
"Один коломенский будочник видел собственными глазами, как показался из-за одного дома покемон; так и шел за ним в темноте до тех пор, пока наконец покемон вдруг оглянулся и, остановясь, спросил: «Тебе чего хочется?» — и показал такой кулак, какого и у живых не найдешь. Будочник сказал: «Ничего», — да и поворотил тот же час назад. Покемон, однако же, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылся совершенно в ночной темноте".
3.
Следующий шаг в художественном покемоноведении совершил Тургенев. Впервые описал охотников за покемонами. Они ходили в "Бежином луге" по сугибелям (крутым поворотам в овраге) мимо бучила (ямы с водой). Вот портрет одной такой "охотницы":
"Страшно худая, с… помутившимся взором и вечно оскаленными зубами, топчется она по целым часам на одном месте, где-нибудь на дороге, крепко прижав костлявые руки к груди и медленно переваливаясь с ноги на ногу… Она ничего не понимает, что бы ей ни говорили, и только изредка судорожно хохочет".
Узнаете? Эту охотницу Тургенев называет "Акулиной-дурочкой". Нелицеприятно. Но время поправит писателя: дурачки еще станут героями.
4.
Как называть это явление? Достоевский не знал никаких покемонов. Он дал явлению имя: "бобок".
"Со мной что-то странное происходит. И характер меняется, и голова болит. Я начинаю видеть и слышать какие-то странные вещи. Не то чтобы голоса, а так как будто кто подле: "Бобок, бобок, бобок!"
Герой у Достоевского вдруг слышит голоса из-под земли: там своя виртуальная, по-своему пикантная жизнь каких-то монстриков карманных. Как их поймать, герой не знал - и потому решил начхать: «И тут я вдруг чихнул… Эффект вышел поразительный: всё… исчезло, как сон». Ну, думает герой, я еще вас навещу. Бобок его не смущает - напротив, манит.
5.
В начале ХХ века термин "бобок" сменило понятие "недотыкомки".
Федор Сологуб в 1907-м выдал настоящий роман-исследование мании покемона. Страдает этой манией Передонов, герой "Мелкого беса": "Он все более погружался в мир диких грез. Это отразилось и на его лице". Недотыкомка дразнит его, праматерь покемонов.
«Откуда-то прибежала тварь неопределенных очертаний - маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась и дрожала и вертелась вокруг Передонова. Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкап, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась - серая, безликая, юркая».
Передонов ловил ее. Все платье жены искромсал - вдруг прячется в кармане. Мазал клеем полы, чтобы прилипла.
Первая осознанная попытка Сологуба смешать реальное и виртуальное, безумное с ошметками разума - успехом не увенчалась. Передонов не вернулся из своего зазеркалья, прирезал приятеля. Его в психушку упекли. Темнота. Не поняли, что это такая игра.
* * *
Александр Блок увидел в Сологубе рыцаря недотыкомки.
И ну увещевать: "И все мы, современные поэты,- у очага страшной заразы"!
Теперь-то нам известно: кому зараза - а кому охота.
БОЛЬШАЯ ОХОТА НАЧАЛАСЬ!
Перед телеведущим, раскрывшим рот, чтоб рассказать о погоде на завтра, на экране пробегает тетка со смартфоном: она гонится за покемоном. Карманным монстром. Телеведущий весь взахлеб.
* * *
Следом кадр: толпа заморских очень толстых полисменов, забыв про свой конфликт с рецидивистами (очень толстыми и очень загорелыми) - тоже увлеченно ловит покемонов.
И скалится, пялясь в свои телефоны.
* * *
Говорят, про это и писать-то неприлично - как про врачебную тайну.
Да отчего же? Боюсь, не покемоны ли внушают эти мысли.
Ведь это очень кстати. Зачем же прятать свой диагноз, когда он сам - лопнул и вылез наружу.
* * *
Прибыли, уверяют, немеренные. А что? Бобок приходит и уходит, а кушать хочется всегда.
Мир и без нинтендовских затейников все нереальней с каждым днем. Население земного шара все ирреальней. Надо ли делать вид, что ничего не происходит?
Pokemon GO, новая игра «с элементами дополненной реальности», лишь фиксирует статус-кво. Смысл человечества - ловить смартфонами карманных монстров. Перемещаясь по реальным городам и весям.
* * *
А что вы думали? Листаем сводки: всюду покемоны.
Вот же мужчины в пиджаках из МОК - чмок - кивают на мужчин из ВАДА - для вида. Чморят спортсменов из России, уверяя: ловят допинг. Все замерло, уста жуют.
Нам бубнят про что-то с набитыми родченковыми - мы внимаем.
Хотя всем в мире ясно, что к чему (кроме совсем уж идиотов). Вот же она, большая ловля покемонов.
Глобальная - как раз к Олимпиа-де-жанейровне.
Где тонко, там и Pokemon-Gо.
* * *
Что из того, что все всё понимают?
А ничего. У каждого свой покемон в голове.
Вот, например, Терезу Мэй волнуют покемоны с ядерной боеголовкой.
Английские женщины с ней абсолютно солидарны.
А вдруг - надо же быть готовой.
* * *
Репортеры галопом - о чем очередные телеопупеи? А вот, пожалуйста.
Очередной брильянтовый детина (мальчик) с бегущим взором, видавший всех нас сами догадайтесь где (как на проезжей части, так на тротурарах), проходит курс смешного наказания.
Его аж по колено запускают в бассейн с непосильным сачком.
Зачем?
И думать нечего: конечно, чтобы он, бедняк приговоренный, повыловил сачком всех трудоемких покемонов. Суровый суд, злосчастная судьба!
(Хотя есть подозрение: мальчонка сам - что ни на есть покемон натуральный).
* * *
Однако новости мелькают дальше.
Вот за Босфором тарарах - переворот. Весь такой несуразный, угловатый, противоречивый весь. Но с танками и с треском.
Видали, как телеведущая машет с экрана смартфоном? Она поймала! И не надо объяснять, кого: конечно, покемона.
Там, за Босфором, из карманов тут же вынимают - вы понимаете, то самое. Списки готовы загодя, до странного "переворота": тысячи злобных покемонов, которых за Босфором надо истребить.
Не потому что злые - потому что игра такая. Кто там зледистей, и не разберешь.
Но и без того понятно же. Покемоны-с.
* * *
А по Москве еще сенсация такая: владелец одного глобального фастфуда вызывает начальника другой кормежки - на дуэль.
«На покемон-дуэль».
Вот, растуды их, до чего доводит сухомятка.
* * *
И это все одновременно: по сути, всюду покемоны - в смартфоне или со смартфоном. Весь мир кишит и покемоны ловят покемонов.
Зачем?
Если кто-то еще не в курсе: почуяв вблизи покемона, у вас мигает и трясется этакая штучка, Pokemon Gо Plus.
Включилась лампочка, пошла слюна - мы ловим монстра своим поке-боллом (а у кого-то мега-боллы знатного размера).
Зачем ловить? Чтоб заработать Очки Опыта (на букву XP).
На кой черт эти очки? Вопрос наивный. Чтоб получить Медаль достижения. Дадут, если сумел поймать побольше покемонов.
Смысл бесконечной ловли? Зачем человечеству это - «поймать»?
Поэт загадочно ответит в рифму:
Мать - матьматьматьматьматьматьматьма - тьма.
А не-поэт не скажет и того.Источник: страница faceebook Игоря Вирабова