САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Последние рубежи Найо Марш

Всегда интересно посмотреть, к чему пришел писатель, проживший долгую жизнь. Издательство «АСТ» добралось до поздних романов Найо Марш

рецензия-на-детектив
рецензия-на-детектив
Петр-Моисеев

Текст: Петр Моисеев *

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложка и фрагмент романа взяты с сайта издательства

Имя это хорошо известно любителям детектива. Принадлежность к прекрасному полу и к эпохе Золотого века детектива (период между мировыми войнами) привели к частым сравнениям Марш с Агатой Кристи. Воспринимать эти сравнения всерьез не стоит, но у Марш есть хорошие, запоминающиеся романы, лучшим из которых, пожалуй, можно считать «Убийца, ваш выход!» - вторую книгу из серии о Родерике Аллейне. Однако поздние книги любого детективиста (кроме, может быть, Честертона) всегда серьезный риск для читателя: «серьезный» писатель с годами мудреет (не всегда, но часто), развлекательный — выдыхается. Как же чувствовала себя в 1970-е Найо Марш — не столько даже она сама, сколько ее фантазия?

В романе «Последний рубеж» Аллейн (выросший за сорок с лишним лет из инспектора в суперинтенданта) в очередной раз оказывается в английской деревне, где кто-то решил избавиться от молодой особы мисс Дульси Харкнесс — любительницы верховой езды, мужчин и сомнительных знакомств. Поводов для этих последних у нее хватало — как и положено, сразу несколько персонажей ведут себя странно, наводя читателя на мысль о том, что мисс Харкнесс могла слишком много знать. Расследование резко сворачивает в сторону слежки за самыми подозрительными личностями, и совершенно зря: разумеется, они виновны — и, разумеется, совсем не в том. Между тем основная сюжетная идея романа, в сущности, совсем неплоха (хотя назвать ее слишком оригинальной тоже нельзя): в конечном счете становится очевидно, что большинство подозреваемых убийства совершить не могли по материальным причинам (не было возможности), а единственный, у кого была физическая возможность, тоже не мог убить молодую женщину… по причинам, о которых лучше прочитать в романе (скажу лишь, что они скорее психологического свойства). Ход, с помощью которого это противоречие разрешается, достаточно остроумен, но — слишком уж сильно уходит сюжет в сторону во время охоты за наркоторговцами.


Внемли Марш голосу разума, она бы сделала из этого сюжета славную новеллу или повесть. А так — остается только согласиться с помощником Аллейна инспектором Фоксом: «ошеломительного успеха, как вы это называете, в расследовании дела мы не добились».


Тем удивительнее, что второй роман в сборнике, написанный годом позднее («Роковая ошибка», хотя ошибка на самом деле не роковая, а grave — связанная с могилой), написан гораздо занятнее. Здесь Марш снова отправляет читателя в милую ее сердцу сельскую местность, но убита уже не очень молодая миссис Фостер, достаточно  богатая для того, чтобы под подозрением оказались почти все ее близкие знакомые). Однако возможность совершить убийство была далеко не у всех, а пасынок миссис Фостер, который, судя по всему, смог подобраться к жертве ближе и позже всех, - мерзавец, конечно, но вот только на убийцу мало похож. Зато в самый неожиданный момент пропадает при таинственных (даже, пожалуй, загадочных) обстоятельствах.

В этом романе, пожалуй, несколько смазан мотив убийцы — судя по всему, первоначальные его действия были вызваны одной причиной, а план убийства зародился позднее и диктовался уже другими соображениями. Кроме того, опытный читатель сможет предугадать (хотя и незадолго до финала) кое-какие детали разгадки. Однако повествование развивается строго по детективной колее, не сворачивая на ухабистые дорожки побочных сюжетных линий. И все же Марш достаточно ловко перепутывает действия разных подозреваемых, а в конце достаточно убедительно концентрирует подозрения на одном из них, в то же время давая понять, что… это не он. Но если не он, то кто? И куда девался главный подозреваемый?

Подводя итоги, можно сказать следующее: ни в первом, и во втором романе нет по-настоящему оригинальных загадок (да и сама загадочность несколько условная — оба произведения находятся довольно близко от черты, разделяющей детектив и полицейский роман). Однако центральный сюжетный ход в обоих романах неплох, а «Роковая ошибка» еще и довольно крепко сколочена и правильно рассказана.


Не будучи шедеврами, эти две истории демонстрируют желание Найо Марш держаться на достойном уровне и определенные успехи в достижении этого желания.


* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра. Проживает в Перми.