Текст и фото: Анна Матвеева
Заповедный уголок в самом центре города, бажовский сад относится к владениям Мемориального музея уральского сказочника. Столетний деревянный дом на углу улиц Большакова и Чапаева – единственное уцелевшее в этом районе напоминание о старом Екатеринбурге. Не снесли домик только потому, что он был построен для главного екатеринбургского писателя. Здесь Бажов написал «Малахитовую шкатулку», здесь выпивал в компании с маршалом Жуковым, держал двух коров, сажал в огороде табак, картошку и деревья – вековые липы сохранились по сей день.
За воротами шумят автомобили, но странное дело – в бажовском саду их почти не слышишь и не замечаешь. Здесь, под столетними деревьями, чувствуешь себя надёжно спрятанным от бурной городской жизни – смотришь на цветочки и грядки, прислушиваешься к пению птиц и представляешь, как выходил в сад из дома поутру Павел Петрович Бажов: с лопатой или грабельками… Как сказал во время экскурсии по «обновлённому» саду научный сотрудник музея Георгий Григорьев,
Бажов любил огородничать и считал это занятие отдыхом от постоянных литературных трудов.
Сад-огород у Бажовых был не такой уж маленький, как может показаться снаружи, если стоишь у ворот. Вполне вместительное пространство, куда помимо грядок вписалась «завозня» с инструментами, берёзки, сирень, уже упомянутые высоченные липы и, конечно, стол с самоваром. А сейчас на территории сада гостит ещё и выставка «Бажовский китч: советское и постсоветское искусство на сюжеты уральских сказов», перевезённая из ТЦ «Гринвич». Эту выставку в рамках Года Бажова в Свердловской области (в 2019 году исполнилось 140 лет Павлу Петровичу Бажову и 80 лет «Малахитовой шкатулке») придумали и осуществили сотрудники Объединённого музея писателей Урала, пригласив возглавить команду знаменитого художника-концептуалиста Александра Шабурова (куратор выставки). На стендах, расставленных в саду, представлены самые разные образцы сувенирной – и не только – продукции, так или иначе связанные с бажовскими сказами: от спичечных этикеток до фляжек, от бесчисленных (и временами жутковатых) Хозяек Медной горы до разнообразных ящерок и каменных цветков.
Создатели выставки, впрочем, утверждают, что у неё парадоксальная цель – доказать что «бажовский китч» это совсем не китч.
Ни один из уральских (да и российских таких мало, если честно) писателей не добился того, чтобы его сочинения вызвали к существованию такое количество и духовных, и, особенно, материальных свидетельств читательской любви:
от шоколада до пряников, от фляжек до чеканных картинок, от настольных игр до шампуня, в конце двадцатого века всё это и многое другое создавалось «по мотивам» бажовских сказов, и традиция продолжается в наши дни. Бажов, к слову сказать, этого эффекта специально не добивался – просто его сказы, взятые у народа, вернулись тому же народу в другом облике, потому и вызвали у читателей такое приятие, такую любовь. Не китч, а идентичность! – таким мог бы стать девиз выставки, которая будет экспонироваться в саду Бажова до 7 июля, а после переедет в Литературный квартал Екатеринбурга. Ну а сад, как обещают сотрудники музея, будет отныне открыт для всех желающих – его осмотр совмещён с экскурсией по мемориальному дому Бажова.