Текст: Михаил Визель/«Год Литературы», для RBTH.com
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
1.
Евтушенко — один из тех немногочисленных в любой литературе поэтов, чьи строки вошли в плоть живого языка, превратились в поговорки. «Поэт в России больше чем поэт»; «хотят ли русские войны»; «над Бабьим Яром памятников нет»; «со мною вот что происходит, ко мне мой старый друг не ходит». Носители живого русского языка произносят эти фразы, не задумываясь, откуда они взялись, а они имеют конкретного автора: Евгения Александровича Евтушенко.
2.
При этом Евтушенко хорошо известен за рубежами России — что тоже не так часто бывает с представителями великого (по количеству людей, для которого он является родным), но малораспространенного в мире языка. Начиная с шестидесятых годов Евтушенко много ездил по миру, выступая в огромных залах (в одном из них
его увидел Пазолини и с ходу предложил роль Христа в своем «Евангелии от Матфея»
— настолько его поразило, как держал аудиторию голубоглазый сибирский парень). А с 1991 года личные и профессиональные обстоятельства сложились так, что почти весь учебный год, с сентября по май, он проводил в США, в университете Талсы. Что тоже способствовало его узнаваемости не только в артистической, но и в академической среде — из которой и поступают «заявки» на Нобелевскую премию.
3.
Несмотря на неизбежную в артистической среде ревность, даже самые яростные нелюбители поэтики и личности Евтушенко признавали: да, он действительно страстно любит русскую поэзию, знает наизусть огромное количество стихов (не только своих друзей, но и людей ему лично и творчески не близких) — и неутомимо всю жизнь занимается ее распространением и даже пропагандой. Достаточно назвать составленную Евтушенко монументальную антологию «Строфы века» (1995), в которой впервые оказались возвращены стихи многих запрещенных и потому забытых в СССР эмигрантов. А совсем недавно Евгений Александрович закончил работу над еще более монументальным пятитомным собранием «Десять веков русской поэзии» (2013).
4.
Нобелевская премия по литературе дается не за какое-то конкретное произведение (хотя порою оно подразумевается, как в случае с «Доктором Живаго»), а «по совокупности заслуг и достижений». Заслуги Евтушенко неоспоримы: задолго до Боба Дилана он вернул любителей поэзии на стадионы, показав, что сочинение и, главное, восприятие стихов доступно не только высокообразованным обитателям кампусов и маленьких артистических кафе, но и широким массам — как бы иронически ни относились к этому выражению представители той самой образованной страты.
5.
При этом Евтушенко — не одиночка, не случайная флуктуация, а представитель обширного и плодотворного литературного направления, подобно Ахматовой (Серебряный век) или В. С. Найполу (постколониальная литература).
Нобелевская премия Евтушенко — это была бы Нобелевская всем советским шестидесятникам:
Вознесенскому, Рождественскому, Ахмадулиной; точно так же, как премия Ахматовой была бы и премией Цветаевой, Мандельштаму, Гумилеву… В 2010-е годы, когда Евтушенко остался последним ярким представителем своего поэтического поколения, это стало очевидно. Но Нобелевский комитет всё это время считал иначе. И теперь уже это окончательно.
Ссылки по теме:
Человек-свеча. Памяти Евгения Евтушенко, 02.04.2017
Диалог с Соломоном Волковым о феномене Евгения Евтушенко, 02.04.2017
Оглашена последняя воля Евгения Евтушенко — 02.04.2017
Брызги шампанского и капли крови. О Распутине и Евтушенко — 15.03.2017
Новое стихотворение Евгения Евтушенко — 04.06.2016
Нобель 2016: кто и почему, 04.10.2016
Отказники. Кто не получил Нобелевскую премию и почему, 24.10.2016