САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

От «Забоя» до «Скифов»: литературные журналы Донецка

Почти вековая литературная история Донбасса

Донбасские-литературные-журналы
Донбасские-литературные-журналы

На фоне вышедшего в 2019 году на поверхность кризиса толстых литературных журналов в столице (закрытие «Октября» и «Ариона», заморозка «Журнального зала») приобрел остроту вопрос: а что происходит с толстыми журналами за пределами столицы? Свой региональный обзор представляет донецкий поэт и журналист Иван Волосюк.

Иван-Волосюк

Текст: Иван Волосюк

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

 

Иван Волосюк о литературных журналах Донбасса

Во многих крупных областных центрах советской Украины были свои литературные журналы. Так, во Львове с середины XX века выходил на украинском языке «Жовтень» («Октябрь»), в Харькове - «Прапор» («Знамя»). Не мог обходиться без такого издания и Донецк — промышленный мегаполис с населением более миллиона человек. В столице шахтерского края много десятилетий работала редакция «Донбасса». А всё начиналось с журнала «Забой»,

Иван Волосюк о литературных журналах Донбасса

основанного в далеком 1923 году в Бахмуте. (К слову, его первые номера помогали выпускать ленинградцы: Николай Олейников, Евгений Шварц и Михаил Слонимский.) В конце 1932 года на карте УССР появилась Донецкая область. Тогда же в новый областной центр - Сталино (ныне Донецк) переехал «Забой», ставший альманахом «Литературный Донбасс».

Иван Волосюк о литературных журналах Донбасса

В 1958 году альманах пережил, как сказали бы мы сейчас, ребрендинг, трансформировавшись в журнал «Донбасс». Как печатная трибуна местной организации Союза писателей СССР до момента развала Союза, «Донбасс» знакомил читателей с произведениями Ивана Костыри, Виктора Шутова, Николая Рыбалко, Анатолия Кравченко, Елены Лаврентьевой и многих других.

Пусть расцветают все цветы: парадокс украинской независимости

Распад «советской империи» лишил «Донбасс» государственного финансирования и вынудил приспосабливаться к новым условиям - не только экономическим, но и политическим. (Поэтому на его обложке к прежнему названию на русском языке добавили название «Донбас» на украинском.)

Но пока ветеран литературной периодики региона боролся за выживание, в Донецке начался настоящий «журнальный бум».

Иван Волосюк о литературных журналах Донбасса

В середине 90-х Сергей Шаталов и Марина Орлова основали журнал «Многоточие», просуществовавший несколько лет. Затем возникли «Дикое поле» и исключительно украиноязычный «Кальміюс». Наконец в 2008 году Шаталов перезапустил свой прежний проект в формате альманаха «Четыре сантиметра Луны».

Лунная походка донецкой периодики

«Многоточие» следует признать единственным изданием Донецка, которое может претендовать на статус «толстого журнала». В 1995 году в его редакционный совет входили Юрий Арабов, Шамшад Абдуллаев, Аркадий Драгомощенко и Алексей Парщиков.

«Первая половина девяностых, век двадцатый. Читал много столичных изданий, помимо официальных «толстых» - «Митин журнал», «Место печати», «Комментарии», разливной поток новейшего в ту пору андеграунда. И западный массив странных поэтов, причудливых прозаиков. На фоне разгулявшегося эстетства обратил внимание и запомнился журнал «Многоточие» из Донецка, который делал Сергей Шаталов. Этот человек стал для меня легендой… В «Многоточии» привлекала именно региональная словесность, голоса из Донбасса, которые ничуть не уступали в сочности звучания английским и американским поэтическим школам», - вспоминает писатель и редактор Александр Мухарев.

В донецкой библиотеке имени Н. К. Крупской сохранился только один выпуск «Многоточия» (№ 2/1995).  В нем опубликованы стихотворения словацкого поэта Мирослава Валека в переводе Рафаэля Левчина, рассказ Олега Дарка «Лунная девочка», проза Дмитрия Григорьева, Дмитрия Дейча, стихотворения дончан: Григория Брайнина, Натальи Писаревой, Люси Константиновой, а также киевских гостей, в том числе участницы студии «Шкереберть» Натальи Бельченко.

ФАРФОР

К тебе, из голоса явленной,

Здравствуй говорящей,

Потому что больше - нечего,

Я, одинаково любящий,

Пришел, чтобы сказать: фарфор.

Это имя зовущее, почти кис-кис.

И зигзаг отсюда же, но только линией.

А фарфор, с бочоночками "а" и "о",

И пороховничками "ф",

И подогнутыми лапками предупредительнейших "р",

Лепится и обжигается в твоей яремной ямке.

Куда упасть моему адамову яблоку

Зимнего сорта, позднего-позднего литья,

Если там побывала уже бунинская антоновка

И все пахнет и пахнет,

Как в припадке?

Жаль: слово "что-то"

Не имеет множественного числа,

Впрочем, и "ничто" тоже его не имеет.

Вот и квиты.

Пусто в твоей фарфоровой свистульке.

Губы настаивают на звуке.

Настаивают на нем свое отрешенное дыхание.

И ничто не упрекает что-то,

Как если бы и ему простили.

Также в этот номер вошли материалы о легендарном американском музыканте и философе Джоне Кейдже (1912—1992) и написанная им статья «О визуальных искусствах»; интервью с поэтом второй волны русской эмиграции Иваном Буркиным (1919—2011), посетившим Донецк летом 1994 года, его новеллы и стихотворения.

Примечательно, что альманах «Четыре сантиметра Луны» через полтора десятка лет сохранил структуру «Многоточия». Перед нами знакомые рубрики: «Тоника», «Почти кино» (киновидéния), «Экстравагантное существование» (авангардная проза), «Ассоциативный джаз» (синтез поэзии и музыки в прозе), «Гербарий» (собрание воспоминаний), «Блоу-ап» (всестороннее представление творчества ярких фигур современного литпроцесса).

Евгений Головин, Гали-Дана Зингер, Олег Завязкин, Владимир Рафеенко, Николай Байтов, Сергей Соловьёв, Игорь Лапинский, Павел Крусанов, Дмитрий Бураго, Виктор Соснора - эти и другие имена появлялись на страницах альманаха, издававшегося до 2013 года.

Журнальная работа в полевых условиях

Донецкий литературный журнал Дикое поле

«Дикое поле» - несомненно, самый продвинутый из частных донецких литературных журналов. Команда известного филолога Александра Кораблёва в течение девяти лет (с 2002 по 2011 год) выдала на-гора 16 номеров своего 300-страничного детища. Но самое главное - у «ДП» имелась редакция в отдельном помещении на проспекте Александра Матросова, то есть пространство для диалога с авторами и читателями.

Среди сильных сторон журнала стоит назвать не только образцы местной и «привозной» прозы и поэзии, но и критику, эссе по истории, полемические материалы, в том числе посвященные языковой проблеме.

Тезис о том, что Донецк никогда не существовал в культурном вакууме, конечно же, не нуждается в обосновании. Так что неудивительно, что в «Диком поле» можно увидеть тексты ньюйоркца Андрея Грицмана («ДП», № 7/2005). Или разноголосые отклики трех наших писателей (Шаталова, Завязкина и Натальи Хаткиной) на московскую антологию «Освобождённый Улисс» («ДП», № 8/2005).

Важно упомянуть, что с «Диким полем» сотрудничал ныне покойный литературовед Станислав Медовников (смотрите его фундаментальную статью «Донецк. Проба голоса и обретение лица» в «Знамени», № 2/2002).

До сих пор интересна статья Медовникова «У поэзии - женская судьба» («ДП» № 9/2006):

Так совпало, что в Библиотеке «Дикого поля» в близкой последовательности, одна за другой, вышли три основательных книги стихотворений, авторы которых принадлежат к числу самых известных поэтов нашего региона… Это Наталья Хаткина, Светлана Заготова и Светлана Куралех.

…Перед нами книги, а не сборники. Изданные в единоформатном исполнении, кажущиеся с первого взгляда сестрами-близнецами, они свое несходство, свою непохожесть уводят в глубину, в текст и подтекст, за ту черту, где лично-творческие, авторские отличия становятся сугубо художественным началом и граничат с той высокой ступенью мастерства, которая при некоторых счастливых обстоятельствах приближается к стилю.

Что дальше?

В сегодняшнем Донецке, если не вести речь о журнальной самодеятельности, выпускается только «Донбасс — Лит.Ru» (при поддержке «Землячества донбассовцев в Москве» и СП России).

Новый электронный журнал сохраняет верность традициям своего почти одноименного предшественника.

Иван-Волосюк-о-литературных-журналах-Донбасса

В завершение отметим, что группа энтузиастов планирует возродить «Дикое поле», возможно, под названием «Скифы», но пока это только планы. Будем надеяться, что они будут реализованы.