САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Русская литература на свободном рынке

Отчего русские писатели не могут убедительно описать то, во что искренне верят?

русская литература
русская литература

Текст: Фёдор Косичкин

Фото: rusrep.ru

Мариэтта Омаровна Чудакова - не просто глубокий знаток русской литературы, сыгравшая огромную роль в возвращении к читателям наследия Михаила Булгакова. Она - человек слова. Не только в том смысле, что филолог, но и в том, что отвечает за свои слова. Поэтому, прилюдно выражая недовольство засильем переводной фэнтезийной литературы для детей и подростков, предлагает альтернативу. Она собственноручно написала трилогию подростковых детективов о 13-летней Жене Осинкиной, с помощью своих друзей распутывающей загадочные происшествия - и заодно постигающей, через монологи, диалоги и наблюдения, «настоящую Россию», во всех её реалистических подробностях, - удивительных и не очень, от частного музея Рауля Валленберга до наркомафии и вымирающих деревень.

Мариэтта Чудакова

Сей социально ответственный труд вызывает безусловное уважение. Да вот беда: подростковый автор Мариэтта Чудакова и близко не снискала той известности и читательской благодарности, как булгаковед Мариэтта Чудакова. В чем тут дело? Проще всего сослаться на известный парадокс сапожника без сапог: переход из литературоведов в литераторы всегда сопряжен с большой сложностью, и мало кому удавалось совершить его без потерь. Хотя и удачные примеры в русской литературе хорошо известны. Да за ними и ходить далеко не надо: роман чеховеда Александр Павловича Чудакова «Ложится тьма на старые ступени», чем дальше, тем очевиднее становится современной классикой.

Но с «Осинкиной» этого не происходит. Хотя желание автора честно рассказать детям о своей родной стране трудно назвать вымученным, да и умением выражать свои мысли внятно Бог ее не обделил.

Создается ощущение, что Мариэтта Омаровна пала жертвой родового проклятья русской литературы: она плохо совместима с либеральными ценностями. Русским писателям никак не удается убедительно рассказать о преимуществах честной конкуренции и достоинствах свободного рынка. Даже если они сами как граждане в этом искренне убеждены.

Григорий Чхартишвили - последовательный, можно сказать, «патентованный» либерал; но акунинский Фандорин в первых романах, заложивших успех сериала, ведет себя как типичный персонаж «лихих девяностых», в мановение ока по воле могущественных покровителей перемахивающий через много ступеней служебной лестницы и демонстрирующий явное равнодушие к писаной букве закона.

Да и на кого опереться современным русским писателям? Где русские Золя с «Ругон-Маккарами», где русские Драйзеры с «Финансистами», где хотя бы русский Диккенс, у которого гадкие ростовщики-шкуродеры всегда оказываются посрамлены, а скромные и честные герои получают в конце приличную денежную ренту и уютный домик? Их нет. Дикие купеческие загулы и дворянские кутежи - пожалуйста; рефлексии интеллигентов на фоне революции - сколько угодно; попытка прийти к благосостоянию коротким путем, через махинации с мёртвыми душами или с топориком под полой студенческой шинели - о, это передается просто гениально! Но вот честного бизнеса нет как нет. Если герои русской литературы затевают частное предприятие, то роман непременно «сваливается» в радикальнейшую революционную пропаганду, как у Чернышевского. А если герой получает-таки в конце уютный домик - так отнюдь не упорным трудом, а лишь по прихоти Воланда-Сатаны. Сколько ни убеждает себя русский немец Германн, что «расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» - все равно не выдерживает и ставит всё на неверного туза. А когда честолюбивый провинциал Молчалин объявляет, что его добродетели - «умеренность и аккуратность», это вызывает у столичного интеллектуала Чацкого открытое презрение.

Лет десять назад один российский банк учредил премию за «лучшее изображение предпринимательства в литературе». Выделил солидный премиальный фонд, пригласил в жюри уважаемых писателей, те присудили премию… и что? И ничего. Канула и премия, и премированный. И даже вездесущий Яндекс не в состоянии их найти.

Что же делать? Русская литература лишь отражает русскую действительность. Так что ответ на этот классический вопрос каждый может сделать сам.